Тучные блаженства

Рецензия к фильму: Боевой конь / War Horse
Тучные блаженства
Тучные блаженства Тучные блаженства Тучные блаженства Тучные блаженства
// Александр Поляков, 16 февраля 2012 года

«Тучные Блаженства» — до превращения: просторные тяжелые мантии из красной и желтой парчи, крупные, массивные драгоценности и т.д.; после превращения: трико шоколадного или же кофейного цвета, как у картонных паяцей"
(М. Метерлинк. Синяя птица)

Англия, канун Первой Мировой войны. На сельском аукционе бедный, глуповатый, но чересчур гордый фермер (Питер Муллан) тратит последние деньги на покупку скакового жеребца, который станет для его сына Альберта (Джереми Ирвин) добрым товарищем. Парень назовет лошадь Джоуи, научит его откликаться на условные позывные и пахать в упряжи. С началом войны Джоуи за неимением денег продадут армейскому офицеру, а Альберт поклянется найти друга на фронтах сражений, где бы он ни находился, а побегать тому ой как придется.

На грядущем Оскаре «Боевой конь» представлен в 6 номинациях, большинство из которых носит, как принято говорить, технический характер (лучший звук, оператор, художественное оформление и др.). В главной же конкурентной десятке, новый фильм Спилберга смотрится, как свадебный генерал, безусловно украшающий компанию своим присутствием, но расклада не меняющий. Примерно такое же место картина займет и в фильмографии режиссера – условно, где-то между «Войной миров» и «Терминалом».

Современный этап творчества мастера (опять же условно назовем его «необязательный к просмотру») совпал с поворотом Спилберга к классическим сюжетам приключенческого кино, которым он изначально снискал себе славу. Недавние «Приключения Тинтина» (и в силу своего первоисточника, и непосредственно благодаря Спилбергу) имеют много общего с Индианой Джонсом и «Парком Юрского периода», в которых, в свою очередь, был передан памятный с детства живой дух юношеских дерзновений и авантюризма, присущий персонажам Жюля Верна, Конан Дойла, Хаггарда. Экранизируя роман Майкла Морпурго о лошадином взгляде на войну, Спилберг копнул еще глубже. Как бы дико это ни звучало, но «Боевой конь» своими персонажами, их движущими мотивами, да и самим действием жутко напоминает народные сказки. По сути, новая картина Спилберга даже не реверанс в сторону голливудской приключенческой классики, это шаг на пути к утрированной архаике. А архаика, которая, в отличие от классики, не нуждается в перепрочтении, — материал для большинства режиссеров парадоксально неприподъемный. Особенно, в Голливуде, где «под это дело», как в «Боевом коне», стараются впихнуть в фильм как можно больше самых, что называется, кондовых киноштампов, сиропного пафоса и американизмов.

Кажется, только ленивый не сравнил новый фильм Спилберга с киноэпопеей Михалкова, найдя общим некий «особый» взгляд на войну. У Михалкова он действительно странный – можно сколь угодно долго плеваться и исходить желчью о помутнении рассудка народного режиссера всея Руси, о том, что так, как он, снимают, скорее, клипы, а не кино.
Но в «Утомленных солнцем» были озвучены действительно важные, пусть и несколько еретические идеи, над которыми, после того, как схлынул ажиотаж вокруг картины, можно было продуктивно порассуждать. В «Боевом коне» есть, безусловно захватывающие сцены (например, во многом ключевая сцена противостояния лошади и танка) и гениально поставленные и снятые камерой Януша Каминского кадры. Это был бы превосходный фильм о войне и дружбе, но он не об этом. Если присмотреться, в фильме нет главных героев, если, конечно, вы таким не назначите лошадь. Ради справедливости отметим, что оригинальный сценарий, где ужасы жизни и смерти были увидены глазами коня, переписывался по просьбе Спилберга несколько раз. Автора «Спасти рядового Райана» в своем новом фильме война интересует постольку, поскольку она есть антитеза главной метафоре – метафоре обретения сугубо личного счастья, которое по чисто пуританским понятиям должно быть выстрадано верой и трудом. Даже если вы не имеете ничего против американской морали, которой накачан фильм, пусть в нем нет ни одного героя-американца, излишняя прямолинейность, присущая картине, и совершенно излишний жирный лоск жанровой классики оставят неприятный осадок после ее просмотра. Вообще, есть ощущение, что неспроста боевой конь в фильме так и не научился перепрыгивать препятствия.

Дата публикации: 17.02.2012
Год: 2011

Похожие рецензии

Рецензия на фильм «Тор 2: Царство тьмы»

Тор 2: Царство тьмы
Честно признаться, Тор не вызывал у меня особый восторг, все-таки, это фильмы «для суровых мужчин». Первая часть была неплохой, но без особых шедевров. Да и в «Мстителях» любимым моим героем был Тони Старк. Поэтому вторая часть «Тора» не вызывала у меня приятных томлений. Тем не менее, «Тор 2» оказался невероятным и просто отличным фильмом жанра приключения. Однозначно можно утверждать, что продолжение истории о Торе оказалось намного более удачным, чем первая часть.
Дата публикации: 14.11.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Все включено 2»

Все включено 2
Вот и закончилось лето. Многие уже успели побывать в отпуске, и теперь переживают все прелести тоскливой осени. Тем временем, чтобы опять напомнить зрителям о горячем солнце и веселом отдыхе, российские прокатчики представили курортную комедию «Все включено 2».Если вы помните, первая часть вышла на большой экран два года назад. Ничего особого там не было - обычная комедийная история с любовной составляющей.
Дата публикации: 05.10.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Околофутбола»

Околофутбола
На днях в Москве состоялся премьерный показ фильма «Околофутбола», а за день до этого с этой работой Антона Борматова была связана одна скандальная история. На Санкт-Петербургском международном кинофестивале фильм убрали из конкурсной программы. При этом, «Околофутбола» была единственным конкурсантом, представлявшим Россию.
Дата публикации: 30.09.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Пленницы»

Пленницы
Фильм "Пленницы" нужно посмотреть хотя бы по той причине, что именно такие голливудские работы — с психологической драмой. С препарированием души каждого героя, с качественной актерской игрой и сильной моральной составляющей — обычно получают статуэтки "Оскара".
Дата публикации: 30.09.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Жасмин»

Жасмин
Талантливый режиссер, ироничный и проникновенный Вуди Аллен, как всегда, удивляет нас своими новыми шедеврами. Мужчина по-прежнему невероятно энергичен, и умудряется делать каждый год по фильму, а то и по два. Только недавно мы обсуждали его «Римские приключения», как киношник снова вернулся в США, где и происходит действие нового фильма «Жасмин». Такое название дано в честь главной героини, женщины бальзаковского возраста Жасмин (в исполнении Кейт Бланшетт).
Дата публикации: 30.09.2013
Год: 0