Все понимает, только говорить не умеет

Рецензия к фильму: Артист

прошлом 2011-м году случилась целая волна фильмов, которые можно назвать признаниями любви к кинематографу  в разной степени личностными. условном «артхаусе» появились, например, киноманский «Последний сеанс» Лорана Ашара, взбалмошное «Сечение» Амира Надери и незаслуженно обойденная вниманием широкой публики «Дорога в никуда» вернувшегося после затяжного отпуска Монте Хеллмана. Не отставал и Голливуд  в весьма преклонном возрасте один из главных живущих американских классиков Мартин Скорсезе снял что-то совершенно для него нетипичное, а лучше сказать  непристойное: детский фильм, да ещё и в 3D. Его «Хранитель времени» со стариковским занудством и трогательным умилением просвещал молодое поколение экскурсом в историю забытого на долгие десятилетия, как и сам его основатель, мельесовского пути кинематографа. А идеальным «оскаровским» фильмом (и этот его потенциал, о чем уже можно говорить с полной уверенностью, раскроется максимально) стал скоро выходящий в российский прокат французский «Артист»  ностальгический оммаж всему тому, чем в стране грез принято до горьких слез восхищаться и что полагается до восхищенных причитаний оплакивать,  Золотой Эре Голливуда.

Вообще-то говоря, слухи о том, что немое кино как форма уже лет 80 как почивает в гробу, несколько преувеличены. И после начала 30-х годов прошлого столетия, в пору навеки утвердившейся гегемонии звуковых фильмов, режиссеры из разных стран создавали свои картины, не прибегая к звуку  от Фридриха Мурнау до Ясудзиро Одзу, от Чарли Чаплина до Мела Брукса, от Майи Дерен до Гая Мэддина, от Лимана до де Хеера  кто из технологических и эстетических соображений, кто из убеждений, что только бессловесные движущиеся картинки могут приблизиться к тому, что можно гордо нарекать искусством. Правда, не все из них следовали методам «великого немого»  часто эти фильмы оказывались лишь стилизацией и имитацией, данью уважения ушедшей эпохе. Однако на этом фоне француза Мишеля Хазанавичуса уж точно не назовешь первопроходцем и таким уж смельчаком.

Впечатления зрителей от озвученного почти исключительно музыкой, староформатного (4:3) и черно-белого фильма, в котором актеры много гримасничают, не меньше паясничают и разыгрывают отнюдь не шекспировскую трагедию, могут быть непривычными по нынешним временам. Агрессивное продвижение фильма Харви Вайнштейном, анонсы прокатчика в России, отзывы большинства критиков сформировали мнение об «Артисте» как этаком реверансе в сторону «великого немого»  чего-то такого, что современный зритель глядеть уже никогда не будет, однако блеснуть познаниями непременно захочет. этом и кроется главный подвох «Артиста». Потому что на поверку фильм оказывается одой классическому Голливуду (т.е. 1920-50-х годов) в целом, т.е. картиной лишь формально немой, созданной средствами всей американской классики разом. И в этом  принципиальная разница.

Искушенному зрителю «Артист» покажется либо визуальным пиршеством из множества цитат, либо эстетическим винегретом из не всегда хорошо сочетающихся ингредиентов. Косые хичкоковские ракурсы соседствуют с чаплиновскими гэгами, типичные для 30-х и даже 40-х годов монтаж и подвижность камеры  с перебивками действия интертитрами, прямые цитаты из авантюрных фильмов с Дугласом Фербенксом  с копированием сцен из «Гражданина Кейна», уже архетипический сюжет «Звезда родилась» или «Поющих под дождем»  с лицами известных современных актеров (Джон Гудмен, Джеймс Кромвелл, Малькольм МакДауэлл). И эта утомительная мешанина мелькающих на экране аллюзий  местами удачных, местами стилистически невыдержанных  оставляет только один вопрос: возможен ли разговор об «Артисте» вне любительских киноведческих изысканий? Иными словами, есть ли поверх стилизации подо все, за что только смогли уцепиться авторы, внятная история или идея  то, что будет интересно зрителю неискушенному? Есть  нарочито клишированная мелодрама, не обошлось  без драмы о вершинах и ямах на пути к успеху, и уж обязательно  комедия разного градуса нелепости положений. Все хорошо да ладно, но как-то слишком привычно, недостаточно для столь буйной реакции поклонников фильма.

Вот и выходит все-таки, что разгадка успеха «Артиста»  как зрительского, так и у критиков, здесь-то все и сходятся  в обращении к теме кино как такового. Более того, к теме любви к кино как волшебной силе, объединяющей не только всех героев фильма  и проворного увальня Валентина, и ужас какую дурочку Миллер, и вертлявую чудо-собачку с преданным шофером в обнимку  но и зрителей, и всех причастных к созданию экранных грез деятелей. Любви сказочной, всеобщей и всепобеждающей, а потому какой-то инфантильной, поверхностной. Наверное, так оно и должно быть  за фасадами красивых голливудских декораций редко когда скрывалось что-то реальное, личное, в конце концов, живое и кричащее. И несправедливо было бы корить за это и Голливуд, и уж точно  «Артиста». Потому что своей уверенной искренностью и старательной реализацией задуманного он как раз и дает повод разобраться, а так ли нужно в который уж раз реанимировать и без того помятый труп одного из самых знаменательных периодов в истории американского кино.


Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2011

Похожие рецензии

Рецензия на фильм «12 лет рабства»

12 лет рабства
Свобода - это дар, который должен ценить каждый человек, каждое существо. Но есть люди, которые ради свободы и власти отнимают эту свободу у себе подобных. Так случилось с Соломоном Нортапом, реально существовавшим человеком. Образованный человек, любящий муж и отец в одночасье теряет все, и становится рабом. В его глазах просматривается сильнейший страх, но такая же сильнейшая сила воли. Он сумел найти в себе силы жить и бороться, поэтому через 12 лет каторжной жизни вернул себе свободу.
Дата публикации: 16.12.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Последний рубеж»

Последний рубеж
Деревенская глубинка, в которой царят еще стародавние порядки. Место, в котором к приезжим относятся с опаской, а то и совсем с откровенной враждебностью. Здесь никто не придет вам на помощь, ведь власть принадлежит местным антисоциальным элементам. Но найдется такой герой, как Джейсон Стейтем. Он то и наведет порядок. Итак, поговорим сегодня о фильме «Последний рубеж».
Дата публикации: 01.12.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Армагеддец»

Армагеддец
На экраны вышел последний фильм из комедийной трилогии Эдгара Райта. Следует сказать, что многие киноманы ждали этого события, поскольку работы данного режиссера сделали настоящий прорыв в английском юморе и подняли его на новую ступень. Я тоже симпатизирую «трилогии трёх вкусов Корнетто», так как на фоне множества бессмысленных комедий она выделяется отличной актёрской игрой, «вкусной» режиссурой и превосходным сценарием.
Дата публикации: 19.10.2013
Год: 0

Все понимает, только говорить не умеет

Артист
прошлом 2011-м году случилась целая волна фильмов, которые можно назвать признаниями любви к кинематографу  в разной степени личностными.
Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2011

А счастье было так возможно, так близко...

Белоснежка: месть гномов
Кто бы мог представить, что самая трогательная «Красотка» всех времен и народов Джулия Робертс, мечтавшая пленить своего принца и выйти в дамки, со временем и впрямь перевоплотится в царствующую особу, но стремления не оставит. Злая Королева, хорошо сохранившаяся и конгениальная мымра, сыграна блистательно. Джулия вообще умеет добавить иронии своим персонажам.
Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2012