Судьба каскадера

Рецензия к фильму: Джеки Чан: Мои трюки / Jackie Chan: My Stunts
Судьба каскадера
Судьба каскадера Судьба каскадера Судьба каскадера Судьба каскадера
// Константин Максютин, 7 июля 2004 года

Было так: мы пили пиво и терзали пульт от телевизора. По какому-то каналу шел старый фильм со Стивеном Сигалом (кажется, «Смерти вопреки»), и, узрев на экране ликующую будку г-на Сигала, один из наших собутыльников ткнул перстом в экран и гадливо прошипел: «Тупейший актер». «Он не актер, он спортсмен» — было ему ответом.

Действительно, упрекать того же Сигала в том, что по части мимики он может на равных соревноваться разве что с переспелым помидором, а голосом изображать ровно две целых и двадцать пять сотых эмоции – все равно, что критиковать Николсона за драки в «Чайнатауне»: мол, и хук правой у мэтра слабо поставлен, и прямой в корпус в его исполнении выглядит как-то малоубедительно. Кесарю — кесарево, а Сигалу — сигалово. То бишь, мочилово, крушилово и дробилово.

Или взять вот, к примеру, Джеки Чана. Гонконгский мальчик из бедной семьи, шести лет от роду ушедший в школу при Пекинской опере, после каких-то тысячи с лишним месяцев многочасовых тренировок снялся с Брюсом Ли (ну и что, что каскадером), а еще лет через пять и сам перебрался в верхние строчки титров: Дракон ушел в большую киностудию на небесах, и продюсерам понадобился кто-то, способный так же уверенно делать кунг-фу всему, что шевелится.

Новая звезда засияла, да как! Джеки Чан вместе со своими друзьями (Юэнь Бьяо и другие официальные лица) принес в азиатское кино зрелищность. Не спешите крутить пальцем у виска. Когда два профессионала рихтуют друг другу морды, это интересно. Когда белобровый мастер куропаткой вспархивает на ближайшую елку, это забавно. А зрелищно… Зрелищно – это когда кого-нибудь охаживают по хребтине деревянной табуреткой так, что та разваливается на икеевский набор «сделай сам», поднимая облако пыли. Это когда кто-нибудь, получив в зубы, валится спиной на стеклянный столик и разносит его вдребезги. Это когда герой в хвост и гриву лупит противников скамейкой, а потом устраивается на ней в непринужденной позе.

Это и называется «стилем Пекинской оперы». Этому Джеки и учился те десять лет. Эффектные поединки-танцы с применением всего, что подвернется под руку: зонтиков, вееров и прочей продукции китайской легкой промышленности, – вот что появилось в фильмах о боевых искусствах с приходом команды Джеки Чана. Вот о чем он рассказывает в своем документальном фильме «Мои трюки».

Нельзя не признаться, что поначалу кино несколько обескураживает. Когда Джеки показывает, как это делается, чувствуешь себя ребенком, только что прочитавшем в журнале «Наука и жизнь» объяснение любимого фокуса. Граждане, оказывается, нас надувают! Табуретка-то у него подпилена и обсыпана мукой, призванной изображать пыль! А страшные падения на деле – всего лишь комбинации нескольких до автоматизма отработанных базовых движений. А когда враги всем скопом нападают на Джеки, они визжат не от ярости: своими криками они сигналят мастеру, кто сейчас будет бить и откуда.

Правда, потом на смену разочарованию приходит уважение, особенно когда Чан реконструирует эпизод из «Полицейской истории» — помните, как он сломя голову несся вниз по склону холма, чтобы перехватить автобус с преступниками? Широко улыбаясь, Джеки рассказывает, что повторить этот трюк самостоятельно он не рискнет, и отправляет вниз баскетбольный мяч. Мы с замиранием сердца следим за кукрыниксами маленького оранжевого шарика и понимаем, что не удержись тогда Джеки на ногах, мы бы сейчас не смотрели этот фильм.

Это еще одна особенность стиля работы Джеки: все трюки исполняются самостоятельно. Без дублеров, без спасительного «синего экрана». Что особенно радует, Чан здесь не ограничился анализом боевых сцен из своих поздних фильмов («Кто я?», «Часа пик» и тому подобных постановок с серьезным бюджетом), но и реконструировал избранные моменты из ранних гонконгских работ – той же «Полицейской истории» или «Пьяного мастера».

А на десерт нам предлагается настоящий каскадерский мастер-класс: мы следим за судьбой трюка от идеи (увидел в журнале фотографию БелАЗа – вставил его в «Мистера Крутого») до экранного воплощения. Мастер не жалеет пленки на черновые дубли, подробно объясняя, чем они его не устраивают. Каскадеры двигаются несинхронно? Переснимаем. Кто-то забыл сделать испуганное лицо? Переснимаем. Удар не попал в центр кадра? Переснимаем.

Кажется, «Мои трюки» способны заставить уважать талант Джеки Чана даже самого упорного ненавистника фильмов о боевых искусствах. Если же вы, кроме всего прочего, интересуетесь «кухней» кино, смело можете зачислять этот фильм в категорию «сдохни, но посмотри». Про преданных фанатов Джеки я вообще молчу: они должны молиться на эту документалку. Молитесь, господа, молитесь. Приду – проверю.

Дата публикации: 07.07.2004
Год: 1999

Похожие рецензии

Искусство жить и искусство умирать

Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире
Всем лучшим, что есть во мне, я обязан Джорджу. Борис Гребенщиков Джордж Харрисон, который очень любит деньги, услышал мантры и заторчал. Виктор Цой Мартин Скорсезе снимал не только про злые улицы и «славных» парней, не только де Ниро и Ди Каприо.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2011

Последний день Карлоса

Big Time   //   Уэйтс, Том /Waits, Tom/
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 1988

Глубокое синее море

Океаны / Oceans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009

Последний день Карлоса

Big Time   //   Том Уэйтс /Tom Waits/
Сегодня Уэйтсу исполняется 55. Хороший повод переслушать его диски и пересмотреть фильм Big Time – мюзикл, пантомиму, кабаре и фрик-шоу в одном флаконе. Не говоря уже о том, что для многих из нас это единственный шанс увидеть, на что похож концерт дорогого именинника.
Дата публикации: 25.06.2009
Год: 1988

Хичкок отдыхает

Птицы / Le Peuple Migrateur
Малоv, 30.04.2004Фильм вызывает потрясающие эмоции, главная из которых — чувство полета, которое до сих пор можно было позволить себе только во сне. Ты паришь в небе в одной стае с пернатыми, а справа и слева упрямо машут крыльями твои сородичи, устремленные в далекие края по зову неистребимого инстинкта.
Дата публикации: 00.04.2004
Год: 2001