Суета сует

Рецензия к фильму: Весь этот джаз / All That Jazz
Суета сует
// Малоv, 19 июля 2004 года

Четвертая картина Боба Фосси, как и его дебют «Милая Чарити» (1968), вновь обнаруживает связь с фильмом Федерико Феллини. По своей сути «Весь этот джаз» (более точный по смыслу вариант перевода — «Вся эта суета») есть не что иное, как вариация на тему «Восьми с половиной» — рефлексии режиссера о творчестве и собственном предназначении. Дополнительные основания для аналогий дает участие в проекте Джузеппе Ротуно — одного из любимых операторов Феллини.

Но если «Восемь с половиной» — это исследование мучительного процесса рождения фильма, то у Фосси основой становится процесс рождения шоу. Его пытается сочинить и поставить бродвейский хореограф Джо Гидеон (своего рода вариация Гвидо Ансельми из «8 1/2») — alter ego самого Фосси, что подчеркивает приглашение на главную роль актера Роя Шайдера, внешне очень похожего на американского постановщика.

В третий раз перед Фосси встает дилемма, требующая разрешить противоречие между реалистичной природой кино и условностью мюзикла как жанра. Он считал, что все условности классического мюзикла изначально противоречат естеству кино, и потому предпочел убрать все танцевальные номера с улицы, как это было принято делать в мюзиклах до него. Как и в случае с «Кабаре» (1972), где Фосси не позволил хореографии покинуть пределы сцены, здесь воплощение самых смелых танцевальных фантазий происходит во сне и продолжается уже в бессознательном состоянии – на грани между жизнью и смертью.

Процесс творческих исканий не останавливает даже операция на сердце, также превращающаяся в сценическое представление. Фосси вместе с Гидеоном считает сердце главным источником творческой энергии творца. Чтобы сделать эту мысль зримой, он одевает танцоров в полупрозрачные костюмы-скафандры, сквозь которые просвечивает их «кровеносная система». Меж тем затухающее сознание хореографа накрывает пелена воспоминаний, и он вновь и вновь встречается с женщинами, которых любил когда-то. Даже смерть является здесь в виде прекрасной девушки в белом и (опять!) превращается в шикарный танцевальный номер.

Фильм был расценен многими как завещание, поскольку Фосси фактически предсказал в нем свое будущее, скончавшись через 7,5 лет (23.9.1987) от второго инфаркта — точно так же, как главный герой, причем во время постановки обновленной «Милой Чарити». Фосси посвятил «Весь этот джаз» шоу-бизнесу, так как был одним из тех, кто мог искренне и в полной мере разделить горькую иронию ритуальной фразы Гидеона, произносимой каждое утро после выкуренной сигареты и принятых транквилизаторов: «Шоу начинается, господа!».

Трудный процесс рождения искусства — спектакля «Прощай, моя жизнь» — проистекает в ситуации, когда возможная смерть Гидеона оказывается в неменьшей степени выгодна продюсерам, поскольку при таком раскладе позволяет получить желанную страховку. А если прибавить сюда еще и страхи героя перед возможной неудачей, нападками критики, равнодушием публики, всегда возбуждавших и самого Фосси… Однако непрекращающийся ни на минуту творческий процесс оказывается для обоих не просто желанным, но единственным способом существования в этом мире.

Эта новаторская и в то же время исповедальная картина была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» МКФ в Канне-80 (поровну с «Тенью воина» Куросавы) и четырьмя «Оскарами» – за работу художника, костюмы, музыкальную адаптацию, монтаж.

Дата публикации: 09.07.2004
Год: 1979

Похожие рецензии

Рецензия на фильм «Большая свадьба»

Большая свадьба
Наконец-то состоялась долгожданная премьера фильма с таким впечатляющим звездным составом. Ее откладывали еще с 16-ого марта, и теперь наши зрители имеют возможность пойти в кинотеатр и насладиться этим незабываемым зрелищем. Лично я отдохнула душой, а также почерпнула один важный урок, о котором расскажу попозже. «Большую свадьбу» вы непременно будете сравнивать с «Факерами» и «Родительским переполохом», ведь тема одна и та же - суета накануне такого важного события в жизни.
Дата публикации: 14.06.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «К чуду»

К чуду
Просматривая работы этого режиссера, создается впечатление, что мужчина постоянно пребывает в поисках счастья, поэтому переносит все это на своих героев. Персонажи Терренса Малика постоянно ищут ответы на какие-то вопросы, стараются что-то отыскать – то, что потерялось без следа. В данной картине супружеская пара старается вновь отыскать свое счастье в любви, поэтому они вынуждены переезжать с одного места на другое. Но идиллия не может продолжаться вечно.
Дата публикации: 07.06.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Воображариум»

Воображариум
Из-за глупости и жестокости родителей часто несчастливы дети…Фильм начинается с того, что старый композитор в который раз играет на пианино одну и ту же мелодию, стараясь что-то вспомнить, куда-то мысленно вернуться. Сморщенные пальцы еле-еле успевают перебирать клавиши инструмента. Старик полностью поглощен в свою работу. Вдруг что-то идет не так. Томас (так зовут композитора) будто теряет сознание, или рассудок, и переносится в мирр старческих фантазий.
Дата публикации: 07.06.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Отверженные»

Отверженные
Думаю, будет лишним пересказывать содержание мюзикла, поскольку многие еще в школе читали одноимённый роман французского классика Виктора Гюго. Еще больше людей видели более ранние постановки «Отверженных». Так сложилось, что я до сих пор не нашла свободного времени на то, чтобы прочитать книгу, хотя давно уже пора сделать это. Более того, роман числится в моей домашней коллекции книг, но постоянно к нему очередь не доходит – находились произведения, которые нужно было прочесть первым делом.
Дата публикации: 15.03.2013
Год: 0

Чикаго / Chicago
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2002