Смейся, паяц, над разбитым экраном

Рецензия к фильму: Фаренгейт 9/11 / Fahrenheit 9/11
Смейся, паяц, над разбитым экраном
// Petroo, 21 сентября 2004 года

Майкл Мур определенно внес новый смысл в термин «семейная комедия». Семейство Бушей имело тесные личные и финансовые связи с семейством Бин Ладенов. «God bless America!» и «Аллах Акбар!» частенько звучали в унисон на лужайке перед Белым домом. И вот теперь, смешно скривившись, президент США выслушивает торопливый доклад о падении башен-близнецов. Он, как выясняется, вообще забавный парень, этот президент: раньше любил порассуждать о повадках броненосцев, одновременно урезая затраты на антитеррористические мероприятия. Теперь все больше говорит о войне за свободу, но тоже смешно.

Словом, грянул общероссийский премьерный показ документального фильма «Фаренгейт 9/11», картины-обладателя Золотой пальмовой ветви. Картины, снятой единственно для того, чтобы изменить ход выборов президента США.

Не знаю, как оно там было в других городах. У нас, например, можно изрядно польстить скандальной премьере, просто заявив, что документальный триллер Майкла Мура был встречен полупустым залом. Помимо журналистов-ведущих «колонок культуры», которых пригнал профессиональный долг вкупе с халявными пригласительными, антибушевским памфлетом заинтересовались лишь несколько скучающих парочек. Кинотеатр аполитично пустовал. И в эту пустоту с экрана неслись сетования бойцов антисаддамовской коалиции: «Мы их, иракцев, тут освобождаем, а они, иракцы, нас тут убивают нахрен». Жалобы морпехов отражались от стен, налету смешиваясь с воинственной демагогией Джорджа Буша-младшего. Разумеется, сам Майкл Мур добивался именно такой акустики – но явно не такой ценой.

Простой зритель выбрал следующий сеанс — «Девять ярдов-2» с Брюсом Уиллисом, хорошим актером и большим патриотом Америки.

Вышло тем более глупо, что разоблачительный пафос и злая ирония «Фаренгейта 9/11» нацелены именно на обывателя. Критики, все как один, спешат заявить, что на них-де такие дешевые пропагандистские штучки, какими пестрит фильм, уж давно не действуют. Что Майкл Мур пользуется теми же популистскими трюками, что и его оппоненты.

И действительно. Сначала этот бородатый лукавец, например, вежливо спрашивает у американского танкиста в Ираке – какую музыку тот слушает. Провинциальный паренек честно демонстрирует CD с неким хеви-металл. Мол, подключаем плеер к коммуникационной системе танка, врубаем на полную и едем воевать за свою… как ее, черт… за свою freedom, короче. Режиссер Мур немедленно вклеивает этот кошмарный саундтрек в фильм и сопровождает видеорядом – разрушенные дома, убитые иракские дети, озлобленные взрослые, которые живо интересуются, чего этим янки вообще здесь надо. Ну просто форменный политрук с видеокамерой.

Как ни странно, именно в этой показной субъективности сидит главное достоинство «Фаренгейта 9/11». Мур не стесняется быть предвзятым – и это в эпоху тотального преклонения перед священным истуканом «объективной журналистики». Он не стесняется быть воинствующим арабофобом – и это в самой политкорректной державе. Современный юродивый, он с микрофоном носится за конгрессменами и вручает им милитаристские рекламки, чтобы те отправили в армию собственных детей. Послание очевидно: зрителю можно и нужно иронизировать над победителем Каннского фестиваля. Над его рыхлыми и ни к чему не обязывающими аргументами, над той усидчивостью, с которой он коллекционировал глупейшие из президентских гримас. Да чего там, одним своим видом, этим своим огромным пузом и неаппетитной бородой Майкл Мур защищает зрителя от режиссера Майкла Мура!

Но кто, черт возьми, защитит этого зрителя, когда с экрана опять полезут породистые, внушающие доверие дяди и покажут в ООН очередные «неопровержимые» фотографии? Именно здесь, в этом нехитром силлогизме, кроется гениальность «Фаренгейта 9/11». Гениальность, вполне достойная пресловутой Каннской награды.

В конце концов, не так уж важно — кто, под какую музыку и с каким комментарием покажет расстрелянного за чужую нефть иракского мальчика. Важно, что его показали самим американцам.

Обидно только, что в России, где таких мальчиков уже накопилось на трех Майклов Муров, вряд ли стоит ждать отечественной документальной премьеры. Чтоб с красивыми пригласительными билетами для прессы и все такое.

Дата публикации: 01.09.2004
Год: 2004

Похожие рецензии

Искусство жить и искусство умирать

Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире
Всем лучшим, что есть во мне, я обязан Джорджу. Борис Гребенщиков Джордж Харрисон, который очень любит деньги, услышал мантры и заторчал. Виктор Цой Мартин Скорсезе снимал не только про злые улицы и «славных» парней, не только де Ниро и Ди Каприо.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2011

Последний день Карлоса

Big Time   //   Уэйтс, Том /Waits, Tom/
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 1988

Глубокое синее море

Океаны / Oceans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009

Последний день Карлоса

Big Time   //   Том Уэйтс /Tom Waits/
Сегодня Уэйтсу исполняется 55. Хороший повод переслушать его диски и пересмотреть фильм Big Time – мюзикл, пантомиму, кабаре и фрик-шоу в одном флаконе. Не говоря уже о том, что для многих из нас это единственный шанс увидеть, на что похож концерт дорогого именинника.
Дата публикации: 25.06.2009
Год: 1988

Хичкок отдыхает

Птицы / Le Peuple Migrateur
Малоv, 30.04.2004Фильм вызывает потрясающие эмоции, главная из которых — чувство полета, которое до сих пор можно было позволить себе только во сне. Ты паришь в небе в одной стае с пернатыми, а справа и слева упрямо машут крыльями твои сородичи, устремленные в далекие края по зову неистребимого инстинкта.
Дата публикации: 00.04.2004
Год: 2001