Христос — супербрэнд

Рецензия к фильму: Иисус Христос — суперзвезда / Jesus Christ Superstar
Христос — супербрэнд
Христос — супербрэнд Христос — супербрэнд Христос — супербрэнд
// Малоv, 30 марта 2005 года

Премьера рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса прошла в «Альберт-холле» 1 марта 1970 года. Успех Jesus Christ Superstar превзошел все, даже самые смелые ожидания, и вслед за битломанией мир стремительно охватила «иисусомания». Во время спектаклей молодежная аудитория всякий раз впадала в экстаз, и новомодный мюзикл одобрили даже в Ватикане. Понятное дело, что при таком раскладе кино никак не могло оставаться в стороне. Но потребовались еще три с лишним года, прежде чем состоялся первый показ одноименного фильма.

На экран рок-притчу перенес канадец Норман Джуисон, к тому времени уже имевший позитивный опыт работы в музыкальном жанре (он создал лучший киномюзикл «Скрипач на крыше»). Несмотря на то, что режиссер обещал максимально тесно работать с авторами первоисточника, на деле эгоцентричный Джюисон целиком и полностью взял бразды правления в свои руки. Больше того: он даже не позволил Уэбберу написать оркестровку (эту операцию проделал Андре Превин, как оказалось, мало что изменивший в оригинале). Но все равно, в итоге лишь музыка получила единственную номинацию на «Оскар», которая так и не овеществилась золотой статуэткой.

Самые жаркие споры велись по поводу состава исполнителей: Джюисон «забраковал» почти всех исполнителей бродвейского шоу. В результате из первоначального состава осталась лишь Ивонн Эллимэн (Мария Магдалина). Среди претендентов на главную роль числились такие монстры рока, как Мик Джаггер и Элис Купер, но и они остались не у дел. А большая часть актеров второго плана была ангажирована из не менее знаменитых «Волос».

В оригинале JCS Райс вольно изложил семь последних дней жизни Иисуса. Согласно его концепции, Иисус выступил против римлян, олицетворявших собой современных фарисеев. Кроме того, автор либретто заметно акцентировал внимание на отношениях Христа и Марии Магдалины. Что же касается Джюисона, то, по его словам, вся картина родилась у него в голове сразу же, как только он впервые услышал пластинку с записью рок—оперы (сценическую версию он на тот момент не видел). Съемки решено было провести в условиях «максимально приближенных к боевым» — непосредственно на Земле обетованной. Финансовая составляющая была незначительна, вернее сказать — неадекватна масштабу проекта.

Отчасти финансовым дефицитом объясняется стилевая эклектика картины, не соответствующая представлениям о помпезной «голливудской выделке», а некоторыми воспринятая как хорошо организованная «самодеятельность» — из той серии, когда «голь на выдумку хитра». Прилетев в Израиль, Джюисон попытался максимально осовременить оперу, дополнив ее новыми, непрописанными в либретто аллюзиями. Так, рискуя вызвать обвинения в расизме, он сделал Иуду чернокожим, затем ввел в кадр израильские танки… Возможно, у Джюисона просто проснулся пресловутый «комплекс автора», и он попытался вступить в заочный спор с Пазолини, девятью годами раньше спровоцировавшим нешуточную полемику экранизацией «Евангелие от Матфея».

Но как опытный профи он, в известном смысле, страховался: в самом зачине показал свою съемочную группу, прибывшую на автобусе к священным руинам, чтобы разыграть священное действо. А финал вообще может быть трактован как пародийная сатира на шоу-бизнес, чьи «апостолы» разыграли на пленэре самую знаменитую историю всех времен, а потом отправились в другое место, чтобы, возможно, еще не раз повторить шоу на потребу публике. Хотя, по словам режиссера, задача перед ним стояла элементарная: он всего лишь снимал «фильм о борьбе со злом, взяв за основу первоисточник, где все уже давно предопределено и не нуждается ни в каких психологических мотивировках».

Таким образом, евангельский сюжет стал сценарным планом ритуального действа, встроенного в контекст современной массовой культуры, и миф тысячелетней давности был представлен как протест хиппи против буржуазной морали. Наполняя старый сюжет новым содержанием, канадский постановщик перегрузил стилевыми излишествами визуальный ряд. У рядового зрителя это вызывало скорее раздражение, нежели восторг, что не способствовало успеху ленты. Она неважно прошла в прокате, собрав только 13,2 млн. долларов, что для такого уровня брэнда иначе как провалом не назовешь.

Вместе с тем JCS отразил как минимум одну важную тенденцию. В начале 70-х уже не выглядело кощунственным, а, наоборот, представлялось символичным сочетание имени главного персонажа христианской мифологии и термина «суперстар», заимствованного из лексикона шоу-бизнеса. Авторы просекли, что новому мессии, чтобы стать таковым в современном мире, нужно быть как минимум суперзвездой, иначе, что называется, не прокатит. У него должен быть адекватный масс-медийный пиар, на котором по сей день базируются выборные кампании и политтехнологии.

Правда, фильм Джюисона лишь весьма условно справился с этой задачей. Когда в конце 1980-х этот мюзикл наконец добрался до СССР и появился в видеопрокатах, то, в отличие от раритетного статуса пластинки, не вызвал никакого энтузиазма, пробудив лишь противоречивые чувства у меломанов. Визуальный ряд «как-то не очень» соотносился с теми образами, что диктовала музыка.

И все же фильм отразил и отрефлексировал характерный для своего времени процесс активного смешивания коммерческого кино и контркультуры, нонконформистских умонастроений и религиозной символики, авангардистских течений и молодежных увлечений – от перформансов до рок-шоу. И, возможно, сегодня, с отстранением в 30 лет, такая «аранжировка» будет выглядеть просто забавной.

Дата публикации: 00.03.2005
Год: 1973

Похожие рецензии

Рецензия на фильм «Большая свадьба»

Большая свадьба
Наконец-то состоялась долгожданная премьера фильма с таким впечатляющим звездным составом. Ее откладывали еще с 16-ого марта, и теперь наши зрители имеют возможность пойти в кинотеатр и насладиться этим незабываемым зрелищем. Лично я отдохнула душой, а также почерпнула один важный урок, о котором расскажу попозже. «Большую свадьбу» вы непременно будете сравнивать с «Факерами» и «Родительским переполохом», ведь тема одна и та же - суета накануне такого важного события в жизни.
Дата публикации: 14.06.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «К чуду»

К чуду
Просматривая работы этого режиссера, создается впечатление, что мужчина постоянно пребывает в поисках счастья, поэтому переносит все это на своих героев. Персонажи Терренса Малика постоянно ищут ответы на какие-то вопросы, стараются что-то отыскать – то, что потерялось без следа. В данной картине супружеская пара старается вновь отыскать свое счастье в любви, поэтому они вынуждены переезжать с одного места на другое. Но идиллия не может продолжаться вечно.
Дата публикации: 07.06.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Воображариум»

Воображариум
Из-за глупости и жестокости родителей часто несчастливы дети…Фильм начинается с того, что старый композитор в который раз играет на пианино одну и ту же мелодию, стараясь что-то вспомнить, куда-то мысленно вернуться. Сморщенные пальцы еле-еле успевают перебирать клавиши инструмента. Старик полностью поглощен в свою работу. Вдруг что-то идет не так. Томас (так зовут композитора) будто теряет сознание, или рассудок, и переносится в мирр старческих фантазий.
Дата публикации: 07.06.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Отверженные»

Отверженные
Думаю, будет лишним пересказывать содержание мюзикла, поскольку многие еще в школе читали одноимённый роман французского классика Виктора Гюго. Еще больше людей видели более ранние постановки «Отверженных». Так сложилось, что я до сих пор не нашла свободного времени на то, чтобы прочитать книгу, хотя давно уже пора сделать это. Более того, роман числится в моей домашней коллекции книг, но постоянно к нему очередь не доходит – находились произведения, которые нужно было прочесть первым делом.
Дата публикации: 15.03.2013
Год: 0

Чикаго / Chicago
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2002