Переезд не туда

Рецензия к фильму: Заклятие

штате Род-Айленд, США, закон не обязывает риэлторов сообщать своим клиентам о том, что в их будущем доме есть какая-то паранормальная активность. Забавный пунктик из разряда «не сушите кошек в микроволновке». Интересно, если бы все было с точностью до наоборот, что рассказали бы риэлторы супругам Роджеру и Кэролин Перрон, которые в конце 1970 года решили переехать вместе с пятью дочерьми в старый и довольно симпатичный с виду коттедж в небольшом городке Харрисвилль? Наверное, упомянули бы о том, что первой хозяйкой дома была женщина, которую местные жители называли ведьмой и обвиняли в том, что она принесла в жертву Сатане своего сына; что с того момента прошло сто лет и все, кто жил здесь потом, заканчивали плохо, вплоть до самоубийств; что по ночам в комнатах хлопают двери, появляются странные силуэты и кто-то передвигает предметы. На протяжении десяти лет нечистая сила систематически досаждала семье Перрон. Не имея средств бросить все и уехать из города, Кэролин обратилась за помощью к супругам Эду и Лорейн Уоррен – самым авторитетным американским специалистам по чертовщине, которые впоследствии в один голос утверждали: все, что происходит в доме – это реальное доказательство существования демонов и призраков.

Если взять за привычку смотреть по одному новому хоррору в год, то «Заклятие» – один из главных фаворитов 2013-го. Перед конкурентами у картины есть одно и очень большое преимущество. основе ее сюжета лежат реальные события, сами по себе абсолютно киногеничные. По прошествии тридцати лет их детально описала в семейной автобиографии «Дом тьмы, дом света» (к сожалению, не переведенной на русский язык) Андреа Перрон – старшая из пяти сестер. Далее все развивалось стремительно: идеей экранизации заинтересовался Джеймс Ван («Пила», «Смертный приговор») – главный в Голливуде специалист по «домам с привидениями».

На роль Эда Уоррена режиссер пригласил своего любимца Патрика Уилсона («Хранители»), а на роль его жены Лорейн – украинку американского происхождения и оскаровскую номинантку Веру Фармигу («Мне бы в небо», «Исходный код», сериал «Мотель Бейтса»). Сама 86-летняя Лорейн (ее муж скончался в 2006 году) стала консультантом фильма и по приглашению Вана поучаствовала в одной из эпизодических сцен. На съемках актеры сообщали о происходящих с ними странных вещах, а Фармига вообще заявила, что однажды с утра обнаружила на мониторе своего ноутбука странные следы когтей, явно не кошачьего происхождения.

Несмотря на впечатляющих уровень хайпа, «Заклятие» не претендует на то, чтобы стать откровением в жанре. Это не слишком оригинальный, хотя довольно удачный микс из нескольких порядком заезженных мотивов про настырных призраков, изгнание дьявола и салемских ведьм. Широчайший спектр сравнений и отсылок прилагается. Джеймс Ван предлагает вспомнить классику, начиная от «Полтергейста» и «Экзорциста», который специально для своей роли матери семейства Перрон изучала Лили Тейлор, заканчивая «Ужасом Амитивилля» – фильмом, в основе которого лежит еще одно дело Уорренов. Но первой в этом списке на ум приходит отнюдь не классика, а предыдущая работа режиссера – «Астрал» (2010), откуда ушлый Ван скопировал основную сюжетную композицию, морфологию ряда сцен и даже целый ряд второстепенных деталей и персонажей, вроде тех придурковатых охотников за привидениями, которые ассистируют Уорренам и фотографируют нечисть на пленку. Однако признаков творческого застоя в этих беззастенчивых режиссерских самоповторах вы не найдете. Судя по тому, как органично элементы паззла складываются в общую картинку, возникает ощущение, что бурлескный и шероховатый «Астрал» был для режиссера только тренировкой в преддверии более важной работы.

Главное, из-за чего стоит смотреть «Заклятие» – это атмосфера, винтажный дух провинциальной Америки 70-х, который, как оказалось, по степени инфернальности мало чем уступает, скажем, викторианской Англии. Из мелочей – фарфоровой куклы Анабель с демоном внутри, слежавшейся чердачной пыли, старенькой шкатулки с гипнотической спиралью, скрипящих половиц – конструируется идеальное пространство для классического саспенса, который режиссер трудолюбиво нагнетает весь фильм подряд вплоть до финальных титров с газетными вырезками из «дела Перрон». Создатель и главный вдохновитель кровожадной «Пилы» Джеймс Ван в своем новом фильме даже излишне деликатен – самое пугающее в «Заклятии» всегда кроется в темном углу кадра.


Дата публикации: 12.09.2013
Год: 2013

Похожие рецензии

Сердце Тьмы

Что-то не так с Кевином
Призыв к диалогу, вынесенный в заглавие фильма (вопреки, как всегда, загадочному решению прокатчиков его название было бы точнее перевести как «Нам нужно поговорить о Кевине»), стал ключевым, скорее, для зрителей, чем для фильма.
Дата публикации: 21.09.2013
Год: 2011

Смешать супергероев и хорошенько взболтать этот мир

Мстители
Перед нами, вполне вероятно, лучший блокбастер года. Не перевелись еще во Вселенной супостаты, протягивающие свои грязные ручонки к человечеству, и новую историю о том, как злодеям таки наваляют, компания Paramount Pictures рассказывает на одном дыхании.
Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2012

Переезд не туда

Заклятие
штате Род-Айленд, США, закон не обязывает риэлторов сообщать своим клиентам о том, что в их будущем доме есть какая-то паранормальная активность. Забавный пунктик из разряда «не сушите кошек в микроволновке».
Дата публикации: 12.09.2013
Год: 2013

Родео для пенсионеров

Рэд 2
200 миллионов долларов – на такой цифре завершилась прокатная история фильма «РЭД» в 2010 году – само по себе неплохое свидетельство того, как зритель изголодался по all-star movies. Поэтому вслед за дебютом франшизы, созданной на основе мини-серии комиксов (в 2003 – 2004 годах вышло всего три выпуска), был запущен сиквел, с минимальными отличиями от исходника.
Дата публикации: 30.08.2013
Год: 2013

Ахтунг на улице Вязов

Кошмар на улице Вязов
В целом фильм снят вполне добротно и особых претензий к создателям нет, вернее есть, но одна, зато огромная.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2010