Чудовищное студенчество

Рецензия к фильму: Университет монстров

Летом 2013 года «Пиксар» выпустил новый мультфильм о старом фантастическом мире, что стал мил зрителям со времен «Корпорации монстров» (2001). нем все так же забавно, как и прежде, жизнь тамошних обитателей полна причуд, а герои старой «Корпорации» – Майк и Салли – здесь еще юны и пытаются получить свое высшее страшильное образование в «Самом Страшном Университете». Фильмом зритель остался доволен. По просторам соцсетей дружной волной пронеслось «мимими какие монстрики», в ответ ему заскрипело «пиксар уже не тот», но билеты остались раскуплены, попкорн съеден, трафик пиратских скачиваний не хил.
Стоит ли говорить, что это четырнадцатый полнометражный фильм студии «Пиксар»? Пожалуй, не стоит, это уже не имеет никакого значения. Маленькая, экспериментальная некогда студия – несколько гикнутых молодых пареньков, творящих чудеса в неведомой области компьютерной анимации, – необратимо выросла и вот уже десятки лет регулярно выпускает полноценный, востребованный, коммерчески успешный продукт. Пареньки стали степенными дяденьками, счет короткометражкам — а вот теперь уже и полным метрам — почти потерян. И фильмы будут продолжать выходить, нет сомнения. Качество фильмов будет расти…

Хотя...Что такое качество фильма и как его измерять?

Когда-то давным-давно один мой коллега по работе влетел утром в офис в крайнем потрясении от увиденного накануне в кинотеатре. Он округлял глаза, размахивал в воздухе руками, издавал благоговейные звуки. По всему было видно, что он увидел шедевр кинематографа. «Я поражаюсь! – вскрикивал он, – представляете, у них там, ну наверное, тыщ… – далее следовала какая-то очень серьезная и значимая цифра, – полигонов в кадре, и панорамы секунд по 10, не меньше! И текстуры прям живые, видно! Вот это фильм!». Надо сказать, что дело было в конце 90-х, трудились мы с коллегами над производством допотопных компьютерных игровых программ, а трехмерное моделирование и вообще использование CGI для кинематографа в те времена если и не было чем-то из ряда вон выходящим, то явно еще не успело стать тем отхожим местом, каким является нынче. «А про что фильм-то? Какой сюжет?» – допытывались заинтригованные слушатели у брызгающего слюной рассказчика. «Да не помню я, типа исторический какой-то, – нехотя кривился он, – ну, это фигня, вот полигонов-то на кадр столько, я прям не представляю, как они это просчитывали, обалдеть! Офигенный фильм!»

До этого я считал, что есть просто кино – фильмы получше и похуже. Первое и единственное, чем можно кино оценивать – качеством, собственно, кино. Но после этого эпизода, я стал подозревать о существовании параллельной и непонятной мне другой оценочной вселенной, где «офигенность» фильма прямопропорциональна количеству ребрышек у компьютерных моделей или количеству центнеров силикона, ушедшего на грим и декорации, тонн тротила на пиротехнические эффекты, автобусов для перевозки массовки, количеству гэгов на единицу экранного времени, сумме гонорара исполнительнице главной роли, рейтингу продаваемости книги-оригинала или тиражей футболок с логотипом фильма. Ведь все просто: фильм тем лучше, чем количественно в нем чего-то больше. Жители этой вселенной прям всеми фибрами своего тела умеют ощущать, что фильм с бюджетом в 240 млн долларов явно хуже, чем фильм за 250 млн, ровно на 10 млн хуже – явно не такой офигенный. Это же очевидно. А на будущий фильм за 260 точно стоит сходить, ибо он точно будет офигеннее того, что за 250.

И в этом смысле нынешний «Университет монстров» – фильм «офигенный». Ну точно лучше предыдущего. Монстров – больше. Волосинок на их телах – больше. Качественной работы художников и аниматоров вообще – больше. Динамики, шуточек, клевых фишек, ярких персонажей – больше. Экшн, саспенс, повороты сюжета – все в наличии. И тем не менее, первых пиксаровских «Монстров» я наверняка буду пересматривать чаще. И, пожалуй, тут не стоит пенять на мое возрастное ретроградство и прогрессирующую ностальгию головного мозга.

«Пиксар» – молодой, гикнутый и независимый – ценился зрителями за умелую способность использовать в своей работе парочку вещей, которые и по сию пору многие не могут освоить. Так, например, эти пареньки имели наглость в каждый свой великий фильм заложить идею (да не одну) по своей парадоксальности, абсурдности и нелепости превосходящую всякие (в том числе маркетологические и мейнстримовские) приличия. Навскидку: будь то история повара, которым, оказывается, управляет крыса, спрятавшаяся в его поварском колпаке, или история любви роботизированного мусорного бака, втюрившегося в яйцеобразный разведывательный зонд, или подвиг пенсионера, скрывающегося вместе с домом от работников собеса, путем межконтинентального перелета на воздушных шарах… дальше сами можете повспоминать. На секунду представьте себе эти описания в отрыве от пиксаровских фильмов. Право слово, чистой воды абсурдные и трешевые сюжеты эти годны лишь для студенческого короткого метра, а уж призы могли получить разве на забытом богами веб-фестивале артхауса. Но ведь нет – именно на этом безумии держатся шедевры «Пиксара». А как вам самый, пожалуй, нелогичный ответ на вопрос: «Почему дети боятся темноты? Что или кто их пугает среди ночи в спальне? – Понятное дело, что это монстры – такие мохнато-бирюзовые в фиолетовых яблоках – приходят из параллельного мира, с которым наш соединяется через специальные коммутационные двери, с целью вызвать у детей непроизвольный крик, за счет чего в этом параллельном мире питаются бытовые приборы и прочее техническое оборудование. А монстры эти там работают на фабрике монстрами (ну вот как, например, крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом)». Это чистый бред, но бред, доведенный пиксаровским гением до настолько оправданной и безупречной логичности, что вместо лютого хоррор-панка из нее вышел вот уже второй коммерческий полнометражный фильм. Второй. Правда, главное отличие этого второго в том, что идея, так остроумно заявленная в первом, по определению уже не может выстрелить заново. Ну, вот как дважды произнесенная шутка уже не смешна, лишь с теплотой можно вспомнить, как смеялся над ней впервые.

Впрочем, сравнивая с печальноизвестным сиквелом «Тачек», где исходная идея была не только повторена, но еще и беспощадно профанирована, или с «Храброй сердцем», где в силу исторических, жанровых и, вероятно, гендерных обстоятельств никакой парадоксальной идеи просто не оказалось изначально, «Университет монстров» выглядит вполне пристойно. Однако, если отбросить все эти уже не удивляющие никого гиперпространственные двери, добычу энергии и монструозный полиморфизм, «Университет…» неизбежно начинает напоминать какую-то подростковую комедию про жизнь абитуриентов в общаге, сдачу сессии, соревнования студгородковских группировок, душевные терзания «ты с нами или с ними?», ну и прочее дидактическое о поиске собственного места в жизни и друзей навек. Такое вот выходит «не-офигенное» кино формата канала «Дисней». Талантливое же ревизионерство, поблескивающее некогда абсурдизмом высокой пробы, ныне потускнело и бесформенно растеклось по щелям фабулы, ютясь во вторичных деталях сюжета.

Есть и еще одна штука, которой «Пиксар» всегда был верен. Зная о той стороне Силы, что предписывает мерить все количеством и табелями «крутизны», пиксаровцы еще с самого первого фильма – помните, коротенький, про Лампу-родителя и Лампу-дитё, «Luxo.Jr» – знали где на самом деле спрятан путь к бессмертию. За набором движений нехитрых трехмерных деталей, соединенных шарнирами, представала история жизни, эмоции, удивление, забота, легкомысленность. У персонажей не было ни глаз, ни рук, ни восокополигональных каркасов, ни текстур с динамическими шейдерами, у фильма не было многоядерных суперкомьютеров, мультимиллионного бюджета и мегазвезд в озвучке. Но зрителям было на это наплевать, зрителю почему-то было просто интересно следить за жизнью и отношениями этих странных персонажей, хотя те представляли собой лишь примитивные компьютерные подобия офисных настольных ламп.

Почему-то в «Университете монстров» мне не интересно переживать за персонажей: я смотрю не отрываясь, пересчитываю полигоны и волоски, количество моделей, довольно потираю руки от шуток, гэгов и зигзагов сюжета. Но почему же в старой «Корпорации» я ничего не считал и не оценивал, я просто радовался каскаду откровений неизвестного, открывающегося мне мира, следил за разноцветными чудиками и крошкой Бу? Неужели и вправду «Пиксар уже не тот»?


Дата публикации: 22.08.2013
Год: 2013

Похожие рецензии

Чудовищное студенчество

Университет монстров
Летом 2013 года «Пиксар» выпустил новый мультфильм о старом фантастическом мире, что стал мил зрителям со времен «Корпорации монстров» (2001).
Дата публикации: 22.08.2013
Год: 2013

Конкурсная работа: В поисках капитана Немо

В поисках Немо / Finding Nemo
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2003

Эзотерическая антиутопия

Последняя фантазия — Духи / Final Fantasy — The Spirits Within
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2001

Soft kitty, warm kitty, little ball of fur

Кот в сапогах / Puss in boots
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2011

Ох уж эти мне сказочники…

Иван Царевич и Серый Волк
Дата публикации: 07.02.2012
Год: 2011