Cool rider

Рецензия к фильму: Мертвец / Dead Man
Cool rider
Cool rider Cool rider Cool rider Cool rider Cool rider Cool rider Cool rider Cool rider
// Малоv, 22 июля 2005 года

Конец XIX века. Уильям Блейк, молодой счетовод из Кливленда, после смерти родителей отправляется в заштатный городок Мэшин, чтобы принять должность бухгалтера на металлургическом заводе мистера Дикенсона. Потратив на билет последние сбережения, Блейк прибывает на предприятие лишь через 2 месяца и узнает, что место его уже занято. Так и не найдя работы, он устраивается на ночлег в номере местной проститутки, к которой ранним утром наведывается бывший ухажер Чарли.

Став невольным убийцей наследника мистера Дикенсона, Блейк, также получивший при перестрелке пулю в грудь, пускается в бега, не зная, что по его следам устремляются охотники за головами, нанятые за 500 баксов отцом покойного. «Погоня» за Блейком (вместо которой зритель наблюдает неспешное передвижение верхом) как раз и составляет основную часть картины. За это время беглец познакомится с индейцем Никто и потеряет очки, однако научится стрелять навскидку и замочит 7 человек, что существенно поднимет цену за его голову.

Черно-белая лента Джима Джармуша поначалу напоминает кафкианский «Замок». Впрочем, эти ассоциации скоро рассеются, и станет очевидным, что «певец индустриальных окраин» проделывает здесь кардинальную ревизию самого консервативного и канонизированного национального жанра. В «Мертвеце» «гуру независимых» впервые расстается с урбанистическим ландшафтом и совершает экскурс во времена Дикого Запада, размещая свою ключевую тему — Большой Дороги — в пространстве вестерна, «кристаллическая решетка» которого подвергается серьезным изменениям.

В отличие от Сэма Пекинпа, героизировавшего насилие в «Дикой банде» (1969), или Роберта Олтмена, который, наоборот, абсолютно дегероизировал все составляющие вестерна в фильме «Маккейб и миссис Миллер» (1971), первый интеллектуал среди независимых принципиально изменил в «Мертвеце» классические функции персонажей и тем самым снял с жанра мифологическую накипь.

Оттенив характерной постмодернистской иронией философскую многозначительность, он модифицировал «самый американский жанр» в любимое роад-муви. Но, как выясняется в дельнейшем, манипуляция в пространстве оказывается «ложным движением», которое лишь морочит зрителю голову. На самом–то деле Джармуш совершает вместе со своим героем мистическое путешествие в трансцендентное. Сквозь внешний слой сюжета проглядывает метафорическая (или метафизическая) начинка — путешествие Блейка за пределы рассудка, растянувшийся на два часа экранного времени миг расставания с жизнью, по сути – перемещение на тот свет.

Впрочем, в неспешном развитии этой псевдоистории посвященные могут обнаружить «иллюстрацию» древних культов. Обращенные уловят настроения дзен-буддизма, с характерной для него тягой к созерцательности. Продвинутые смогут созерцать нечто вроде спиритического сеанса. А сами спириты — медитативное погружение в транс. Обкурившиеся раздвинут границы сознания (не зря Никто все время будет спрашивать Блейка про «табак»), а если что — все происходящее спишут на психоделические галлюцинации.

Неслучайно в каталоге Каннского фестиваля картину сопровождал ироничный комментарий музыканта Нила Янга (чьи гитарные аккорды как раз и сопровождают Блейка во время его путешествия): «Я уверен, что все курильщики травы на много миль в округе выстроятся в очередь, чтобы посмотреть этот фильм». «Мертвец» вряд ли откажет кому-то в праве относиться к нему, как к визуализированному трипу за границу человеческого опыта, осуществленному под воздействием легкого наркотика. К этому очень даже располагает необычное поведение героев: так сопровождающий кливлендского бухгалтера индеец Никто реагирует на своего спутника не иначе как на переместившегося во времени и пространстве английского поэта Блейка.

Уверовавшим в реинкарнацию уже не покажутся чем-то из ряда вон прочие странности персонажей. В то время как один из преследующих Блейка профессиональных киллеров будет систематически впадать в детство и, прижимая к себе плюшевого мишку, примется шептать по ночам сквозь сон: «Мамочка, испеки пирог», сам робкий и субтильный счетовод начнет стремительно превращаться (опять запахло Кафкой) в хладнокровного ковбоя — «быстрого и мертвого», если воспользоваться названием модернового вестерна Сэма Рэйми, который, кстати, был представлен на том же Каннском МКФ.

Однако лихих дуэлянтов Рэйми невозможно поставить рядом с лузерами Джармуша: последние все равно победят. И, несмотря на то, что в Канне в год столетия кино многие прочили Dead Man, как минимум, приз за лучшую режиссуру, фильм все же остался без наград. Но это совсем не помешало ему в одночасье стать классикой.

Дата публикации: 02.07.2005
Год: 1995

Похожие рецензии

Путь честного человека

Поезд на Юму / 3:10 to Yuma
Копцев Алексей, 13.09.2007Бескомпромиссный и смертельно опасный главарь банды головорезов, попадает в ловушку. Ему противостоит отчаянный смельчак, поклявшийся передать бандита в руки правосудия, от которого их отделяет лишь один поезд на Юму.
Дата публикации: 03.09.2007
Год: 2007

Банда Келли: Слишком бездарный разбой

Банда Келли / Ned Kelly
Petroo, 19.09.2003Злые австралийские полицейские обижают хорошего крестьянского парня Неда Келли. Они пользуются колониальными законами и полным отсутсвием правозащитных организаций. Они также оптом обижают его братьев, его мать, его сестру, друзей и даже его лошадей. Угадайте, что делает хороший крестьянский парень?
Дата публикации: 09.09.2003
Год: 2003

Свет Клинтом

Открытый простор / Open Range
Petroo, 16.02.2004Режиссер Костнер искусственно затягивает экшен, давая актеру Костнеру вволю помолиться на какой-то старый постер Клинта Иствуда и наиграться с посттравматическим синдромом своего героя.
Дата публикации: 06.02.2004
Год: 2003

Дикая банда имени товарища Берии

Холодное лето пятьдесят третьего
Малоv, 27.06.20041953-й год. После объявленной Берией амнистии тысячи уголовников хлынули из тюрем. Одна из таких «диких бригад» решила поживиться в небольшом сибирском поселке, где отбывали срок двое политических заключенных. Этим двоим предстоит спасти беспомощных жителей от бесчинствующих рецидивистов.
Дата публикации: 07.06.2004
Год: 1987

Наш индейский дедушка

Пропавшая / The Missing
Petroo, 17.03.2004Тягучий мистический вестерн с притчевыми замашками, фильм «Пропавшая» — новое детище режиссера-многостаночника Рона Ховарда, автора и продюсера таких разных картин, как «Аполлон 13», «Гринч – похититель Рождества» и знаменитые «Игры разума».
Дата публикации: 07.03.2004
Год: 2003