Привет, Создатели!

Рецензия к фильму: Прометей / Prometheus
Привет, Создатели!
Привет, Создатели! Привет, Создатели! Привет, Создатели! Привет, Создатели!
// Александр Поляков, 6 июня 2012 года

В ходе раскопок в Шотландии археологи-энтузиасты Элизабет Шоу (Нуми Рапас) и Чарльз Холлоуэй (Логан Маршалл-Гринн) находят научные подтверждения теории палеоконтакта. Сопоставляя обнаруженные в разных частях света наскальные рисунки и фрески, на которых среди людей изображены боги, указывающие на отдаленную от Земли планетарную систему, они приходят к выводу, что эти артефакты – своеобразные приглашения к встрече с создателями, в которых к тому же указаны конкретные космические координаты их места обитания. Профинансированная крупной корпорацией межгалактическая экспедиция под руководством немногословной платиновой блондинки Мередит Викерс (Шарлиз Терон) и андроида Дэвида (Майкл Фассбендер) берется доставить ученых к основному пункту назначения. Но явно не с целью знакомства с праотцами.

Первоначально по задумке Ридли Скотта «Прометей» должен был стать приквелом «Чужого», недостающим кусочком паззла, который будучи на своем месте, смог бы расставить все точки над i в эпичной тетралогии о затянувшемся противостоянии человека и хищной внеземной твари. Как известно, от этой идеи отказались, предпочтя снимать самостоятельный фильм, связанный с легендарной сагой весьма опосредованно, в основном, через общий визуальный концепт, разработанный Ханс Руди Гигером. В остальном «Чужой» и «Прометей» не то что две части одного целого – полная противоположность друг другу.

В 1979 году Ридли Скотт снял камерный, пугающий своей пространственной замкнутостью фильм о долгожданной, но абсолютно внезапной встрече с непознанным, о врожденном стремлении человека раздвигать границы знания и дорогой цене научного прогресса. Через 33 года (в контексте тематики фильма весьма символическое совпадение), когда описанное им будущее, по поводу которого четверть века назад режиссер высказывался более чем пессимистично, практически наступило, Скотт стал автором фильма, который обращается не к завтрашнему дню, а к истокам жизни и праистории человечества. Реверсивный по своей сути сюжет серии о «Чужом» к этому располагает – в «Прометее» режиссер разгадывает загадку трехметровой фигуры Космического Жокея, единожды появившейся в фильме 1979 года и забытой режиссерами, работавшими впоследствии над франшизой.

Вдохновленный претенциозными сочинениями фон Дэникена Ридли Скотт не разменивается в «Прометее» на мелочи – его интересует глобальное: откуда мы, кто мы, что есть Бог и нужна ли человеку вера? Несмотря на отсылки к серьезным философским мотивам о богооставленности и самоубийстве бога, на эти вопросы режиссер, конечно, не ответит или выскажется опять-таки в духе популярной антропологии для уверенных в том, что «они прилетали». Но процесс поиска будет настолько завораживающим и ошеломляющим, что на прочую сомнительную авторскую онтологию можно закрыть глаза.

О «Прометее» получается говорить только в превосходных степенях. Это фильм-колосс, «Бен-Гур» современной зрелищной фантастики, избыточно масштабный, навязчиво эффектный. Внушительные гигеровские декорации, грандиозные панорамные съемки, циклопических размеров инопланетяне – на этом фоне человек на экране сжимается до размеров муравья. Подобный размах впечатляет, но и обескураживает. Скотт берет зрителя приступом, с каждой минутой насыщая фильм все новым визуальным ажуром, за которым остаются проваленные сюжетные линии, неуместные сцены (например, «воскрешения» Файфилда) и непроработанные до конца характеры персонажей, вроде Мередит Викерс. Даже несмотря на сильный актерский состав, в котором первую скрипку играет отнюдь не Нуми Рапас, а Майкл Фассбендер (его роль андроида самая противоречивая и «объемная» в фильме), и осмысленные диалоги, отнюдь не утилитарного характера, подобные режиссерские огрехи, которые многие уже успели записать на счет сценариста Дэймона Линделофа, аналогичным образом похоронившего сериал Lost под грудой сюжетных нестыковок и сценарных косноязычностей, выглядят фатальными.

Пожалуй, главная претензия к «Прометею» — это отсутствия такта, как к зрителю, так и по отношению к киноматериалу. И если первое мы, конечно, стерпим, то неоправданные ожидания, возложенные на фильм, который, как минимум, должен был стать лучшей кинофантастикой года, возмещению не подлежат. Единственная радость, что нетактичность Ридли Скотта, как режиссера, по крайней мере, выглядит очень красиво.

Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2012

Похожие рецензии

Мы болеем за своих и плачем, когда их убивают

Голодные игры
Когда-то двенадцать дистриктов Панема восстали против режима и были подавлены, с тех пор мятежники и их потомки вынуждены приносить ежегодную жертву. Одного парня и одну девушку от каждого округа выбирает жребий, и его величеству Случаю все равно: здоровый ли это детина призывного возраста или хрупкая девочка с трогательными цвета соломы косичками.
Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2012

"Кабальеро де ла ноче"

Темный рыцарь
В данном случае повар  режиссер Кристофер Нолан совершенно точно знает свое дело. Это было ясно еще после просмотра «Бэтмэн. Начало». Несмотря на всю сомнительность самой идеи снять приквел к серии фильмов с уже сложившейся эстетикой и, в общем-то, разработанным образом, новый фильм получился отличным, а новая концепция образа Бэтмэна как минимум заслуживающий внимание.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2008

Как я перестал бояться и полюбил финскую фантастику

Железное небо
2018 год. Для переизбрания на новый срок первой американской женщине-президенту надо совершить нечто особенное. Пиарщики президента решают отправить астронавтов на обратную сторону Луны – к пятидесятилетию высадки Нила Армстронга.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Рецензия на фильм «Призрачный патруль»

Призрачный патруль
Опытный полисмен Ник (Райан Рейнольдс) вляпывается в достаточно щекотливую историю, спрятав у себя найденное золото. Он долго не может решить, что делать с этим сокровищем, и все его манипуляции приводят к тому, что Ник попадает на тот свет. Только вот парню не удается спокойно отойти с лучший мир. Его заставляют поработать на пользу призрачного патруля — это нечто схожее с полицией, только в загробном варианте. Для героя это последний шанс исправиться.
Дата публикации: 20.07.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «G.I. Joe: Бросок кобры 2»

G.I. Joe: Бросок кобры 2
Солидность и реализм — новые кинотренды, которыми теперь пользуются почти все режиссеры. Считается, что соблюдение этих двух правил выведет даже самый захудалый проект в топ лучших фильмов. На это сделали ставку и авторы «G.I.Joe 2». Посмотрим, что же у них в итоге получилось.Спецотряд «G.I.Joe» после успешного выполнения задания, подвергается странному нападению. Те, кто остался в живых, хотят разобраться, кто же их предал, и, главное, почему.
Дата публикации: 30.03.2013
Год: 0