Влюбленный вампир

Рецензия к фильму: Мрачные тени / Dark Shadows
Влюбленный вампир
Влюбленный вампир Влюбленный вампир Влюбленный вампир Влюбленный вампир Влюбленный вампир Влюбленный вампир Влюбленный вампир Влюбленный вампир Влюбленный вампир
// Денис Саблин, 30 мая 2012 года

Нет, ну что тут говорить: разве найдется в современной поп-культуре другая такая тема, что сравнится с вампирскими историями – на первый взгляд тривиальными и заезженными опусами про кровь, любовь и вечное проклятье? А ведь каким осиновым колом вкусовщины ни вороши их старомодные и, казалось бы, нежизнеспособные потроха – воскреснут и возродятся, восстанут вечноживой порослью на седых висках массового искусства. И вот, что ни год – глядь – опять вампиры в моде!

Тим Бертон – усердный слуга черного инфернального юмора, ужаленный когда-то в далеком своем детстве злым гением Эдгара По и пропахший пылью второсортных кинотеатров с непревзойденными фильмами ужасов далекой своей юности, как не мог обойти вниманием вампирскую тему раньше, так не смог удержаться и теперь. Нынче – в полном метре со всеми вытекающими.

После производства коммерчески отформованной, громоздкой и лязгающей в местах нелепых перегибов и сочленений «Алисы», где в диснеевском конвейере Бертон, видимо, и сам по неосторожности заработал серию отеков и гематом на свои многотрудные кинематографические конечности, режиссер явно нуждался в периоде спокойной реабилитации. Потому не стоит его винить за попытку поработать над новой лентой – по масштабам явно более камерной – в тихом кругу семьи, добрых друзей и старых знакомых. А почему бы не позвать в очередной раз друга Джонни Деппа, не дать роль любимой жене Хелене, не опереться на сугубо женское плечо Мишель Пфайффер, и к чему отказывать себе в удовольствии поснимать кумира молодости Элиса Купера в роли кумира молодости Элиса Купера, благо, жив еще курилка?

«Мрачные тени» – фильм вполне бертоновский, вписывающийся в каноны его романтично-кровавой эстетики и саркастическо-юношеской поэтики. Хотя какое-то выдающееся место в ряду его работ фильм вряд ли сможет занять – он не столь стилен, как «Сонная лощина», не столь концептуален, как «Труп невесты», не столь брутален, как «Суини Тодд», не столь придурошен, как «Битлджус», не столь философичен, как «Крупная рыба», не столь попсов, как «Алиса» – но его сложно называть второсортным. Вообще, по духу он, как ни странно, ближе к давнему «Эдварду Руки-ножницы», да и в принципе берет за душу своей, в хорошем смысле, анахроничностью и милой ностальгией. В кадре – семидесятые, за кадром – собственная бертоновская юность с любимыми телесериалами, песнями и книжками.

Весь сюжетный сыр-бор, включая перечень персонажей, стиль повествования и даже архитектурный антураж «Мрачных теней» взят из одноименного американского сериала той эпохи – видимо, не очень-то культового, ибо кроме тогдашних мальчишек мало кто о нем нынче вспоминает. Но так уж исторически вышло, что среди тех юнцов оказались Депп и Бертон. И вот уже мальчик Джонни – с выбеленным лицом и мрачными тенями вокруг глаз играет проклятого навечно вампира Барнабаса Коллинза. И вот уже мальчик Тим – хихикая и потирая руки от предвкушения, подает команды из-за кинокамеры, экранизируя анекдоты о том, как проведший в могиле два века аристократ-предприниматель попадает в развеселые семидесятые двадцатого столетия. А дальше, собственно, вовсе не важно, что именно и как именно в фильме происходит или происходить должно – двое друзей получают свое удовольствие, захотите присоединиться – воля ваша.

Да, в очередной раз Бертона очевидно подвел сценарий. Впрочем, задача собрать и внятно адаптировать к кинопоказу тысячу стародавних мыльных телесерий – действительно мало кому по силам. В итоге сотня-другая из них скороговоркой проносится в первые десять минут новоиспеченного римейка, после – часа, эдак, полтора – длится сюжет одной-двух избранных, а за последнюю четверть часа зритель вынужден узнать еще кучу всего, чтобы в конце концов удостовериться в том, что после финальных титров история персонажей может продолжаться еще долгие годы, вплоть до коммерчески оправданной бесконечности. Когда-то Бертон писал сценарии к своим фильмам сам, а теперь то ли стар стал, то ли ленив, то ли менее рискован, но, глядя на результаты, хочешь не хочешь, а тешишь себя надеждой, что делай он это по старой памяти собственноручно – все было бы несколько лучше.

Да, не очень понятен общий месседж картины. Кому она адресована – готанутым подросткам? взрослым приколистам? ностальгирующим по ушедшему веку старикам? Для взрослых – слишком плосковато, для подростков – слишком мутновато и далеко неоднозначно.

Прекрасно, что измученный проклятьем вампир, тем не менее, веками хранит верность чувств к своей возлюбленной – детям в зале есть на что равняться, но зачем же он при этом кушает невинных хипанов и страстно совокупляется с антагонисткой? Прекрасно, что восстав из могилы, герой продолжает ценить свою семью, даже в лице далеких потомков. Но несмотря на декларируемый с экрана отцовский завет для олицетворения семейных ценностей семейка Коллинзов все-таки не дотягивает, в отличие от, к примеру, не менее инфернальной, но эталонной в этом смысле семейки Адамсов. Чувствуется, что Бертону все это далеко не важно, что добрая часть смыслов так и осталась там – в телеверсии и мальчишеском само-собой-разумении. Зритель же по итогу так и остается брошенным на произвол собственных додумок (впрочем, если он вообще соберется над фильмом подумать).

Тем не менее, Бертон с лихвой даровал нам прочей пищи для глаз и ума. Ибо безумно вкусна сама ситуация: житель помпезного восемнадцатого в антураже апогея века двадцатого – в ее парадоксальности есть все возможности и поприкалываться, и посопереживать, и посетовать. Невозможно не наслаждаться отменным режиссерским сарказмом: нет, пожалуй, ни одного масскультового клише о вампирской бытности, что не были бы поддеты в фильме ехидным кадром или дурацкой фразочкой. А в истории поражения вредоносной и сексапильной ведьмы, наблюдательный зритель между строк без труда прочтет обличение своих собственных ревностей и мстительностей, посему и моральный посыл подрастающему поколению в фильме все-таки имеет место.

Ну и наконец, что уж тут лукавить: это кино создано и для того, чтобы бесконечно смотреть на то, как обаяшка Депп жонглирует своим актерским мастерством, при том даже, что производственные необходимости заставляют его отказаться от фирменных своих ухмылочек – вампиру в текущей авторской интерпретации не дано улыбаться – но, как ни крути, он бесподобен. Впрочем, как и обычно. Однако, это «обычно» рано или поздно закончится, вечная жизнь – это проклятье, а вечная творческая жизнь – вдвойне, поэтому можно искренне порадоваться тому, что друзьям Джонни и Тиму все еще интересно снимать и сниматься. Тем более, что на фоне иных модных вампирских тенденций современности – надрывных и сопливо-пафосных – их Барнабас, однако, просто несет людям радость, что, согласитесь, гораздо ценнее.

Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2012

Похожие рецензии

"Бухая сказка"

Елки
По моему субъективному мнению, все попытки отечественных кинематографистов, во главе с Тимуром Бекмамбетовым, за последние 4 года снять по-настоящему хорошее «новогоднее» кино, провалились.
Дата публикации: 22.08.2013
Год: 2010

«Бухая сказка»

Елки
По моему субъективному мнению, все попытки отечественных кинематографистов, во главе с Тимуром Бекмамбетовым, за последние 4 года снять по-настоящему хорошее «новогоднее» кино, провалились.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2010

Любовь 2

Три цвета: белый / Trois Coulers Blanc
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 1993

На счет «раз»…

Самоубийцы
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2012

Мы пойдем другим путем

Хижина в Лесу / The Cabin in the Woods
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2011