Ох уж эти мне сказочники…

Рецензия к фильму: Иван Царевич и Серый Волк
Ох уж эти мне сказочники…
Ох уж эти мне сказочники… Ох уж эти мне сказочники… Ох уж эти мне сказочники… Ох уж эти мне сказочники… Ох уж эти мне сказочники… Ох уж эти мне сказочники… Ох уж эти мне сказочники… Ох уж эти мне сказочники… Ох уж эти мне сказочники…
// Денис Саблин, 6 февраля 2012 года

Может я покажусь старым брюзгой, но я еще помню те времена, когда фильмы-сказки показывали раз в неделю по телевизору. Я не очень понимал тогда, зачем тетя Валя перед началом фильма, вместо того чтоб уже показывать самое интересное, зачем-то вкрадчиво с упоением произносила фамилию режиссера Александра Роу и что-то еще про него вдохновенно рассказывала. Я не очень понимал, чему именно она поражается, потому, что сказки, которые начинались спустя минуту после ее речи, были однозначно сказками, их ни с чем нельзя было перепутать. Атмосфера, музыка, логика поведения персонажей – все было там не бытовым и не обыденным, это были Сказки. И мое детское естество в начале каждой передачи протестовало: к чему об этом так долго говорить, разве могут быть другие Сказки – где говорят, как в трамвае, поступают, как в магазине, шутят, как в юмористических передачах? Своим отроческим нутром я точно определял: в фильмах-сказках был особый мир, инобытие, где обыкновенным вещам не было места, а попади они туда, им была уготована иная роль.

И вот ведь в чем штука: конечно, и в те стародавние времена то и дело в запредельную потусторонность сказочных миров авторы протаскивали что-то из нашего – бременские музыканты играли на электрогитарах, Баба Яга отплясывала в мини-юбке модного фасончика и т.п. Сам факт этого перенесения выглядел остроумно, иногда сатирично, иногда такой ход вносил, действительно, дополнительный художественный смысл и порождал свежие коннотации, но все это работало при непременном условии: подлинник, оригинал, канон был целен, он был всем известен, нагляден, доступен, и, ориентируясь на него, зритель и оценивал нововведение. Но шло время, год за годом, постановка за постановкой, элемент за элементом из экранизированных сказочных миров уходили каноны. На первых порах в титре еще принято было приписывать что-нибудь типа «новые приключения…» или «…на новый лад», а потом уже и это делать перестали. Ну да – на дворе двадцать первый век, кругом кустится постмодернизм, приторно веет реминисценцией, и во всех щелях смачно хлюпает полисемантика. Рассказывать сказку в том виде, в каком она существовала столетья до этого – скушно и старомодно. Надо сделать современненько – это ж прикольно.

Прикольно. И мы-то с вами эту прикольность понимаем, а остальные? Нет, не те сухари, что родились без чувства юмора, я говорю о других.

Вот ведь как: если ты – взрослый сорокапятилетний дядька-сценарист, которому тетя Валя все твое детство бережно транслировала сказки в их почти первозданном виде, то тебе, конечно, смешно, к примеру, от того, что Баба Яга (а ты с детства знаешь, как она на самом деле выглядит, разговаривает, действует) вдруг пользуется косметикой для омоложения или ждет, когда ей принесут пенсию – прикол. Мифологическая бабка подобна современной бабке-пенсионерше – ржака. Тебе – сорокапятилетнему. А как это воспринимает ребенок, которому всю его жизнь – все долгих десять лет – показывали, как ведьмы танцуют на дискотеках, цари пользуются компьютером, зайцы играют в азартные игры, Алиса падает в нору, чтобы стать революционеркой и свергать тиранию, Кот в Сапогах славен тем, что в неподходящие моменты сблевывает шерстью, Крысиный Король разъезжает на мотоциклете с пулеметом, и т.п. Этот ребенок не знает и знать не может, как должно быть «на самом деле», откуда? Книжек это поколение не читает, а если читает, то уж точно не примитивные первоисточники – есть и поновее. Мама расскажет? Не, мама перед телевизором посадит и DVD включит. Ну так значит, из фильмов? Вот тут круг и замкнулся, ибо смотрит наш десятилетний зритель то, что, если не ты, дорогой пародист-переросток, так твой столь же одаренный коллега-постмодернист понаписал. И – о удивительно – никто из ваших собратьев по цеху за последний десяток лет не удосужился толком снять канонической сказки. Так что, все эти твои жутко смешные приколы с осовремениванием даже и оценить уже подрастающему зрителю невозможно, ориентироваться-то не на что. Ну мама еще может и посмеется по старой памяти, после кинотеатра и диск дитятке купит, ей смешно, значит – думает она – и дитятко заценит. И дитятко заценивает, вырастает, на прикольных постмодернистских фильмах, прикольных камеди-шоу, прикольном круглосуточно юмористическом радио. Прикольно!

А как же сказки? Вернее, Сказки?

Ну кто с детства не знает сказку о Иване-царевиче и Сером Волке? Видимо, уже никто не знает – ту, где яблоки птица клевала, где царев Сын с Волком сначала птицу эту, потом коня добывали, после – красавицу Елену, Иван то клетку потрогает – запрет нарушит, то уздечки коснется, Волк оборачивался то конем, то девицей. А после вовсе умер Иван, а затем воскрес.

– Не-не-не, я ж мультик видел, прикольный такой: никакого там «умер-воскрес», там про «Русское радио» шутка смешная была и еще про то, как Василиса Премудрая хотела свой бизнес открыть, а русалка пять раз повторила, что она соскальзывает. Да и Иван «царевич» вовсе не потому, что сын царя, никакой он никакому царю не сын – я тебе ссылку скину на мульт, сам убедись…

Тут и сказочке конец.

И все Леви-Строссы, Проппы, Лотманы и академики Лихачевы – идите в… в кинотеатр идите, на очередной замечательный фильм от студии «Мельница». И забудьте про всякие там этнокультурные идентичности, про архаические структуры бессознательного, социальные эстафеты, пассионарности и прочую вашу скучнущую чушь про функцию мифа (сиречь сказки). Прикольней надо жить, современнее: богатыри рекомендуют – «Иван Царевич и Серый Волк» (Россия, 2011), – никакого вашего «умер-воскрес», архаических табу, семантических родовых связей и культурных кодов. Зачем это отечественной публике? Этническая идентичность нового поколения россиян куется мифом телерекламы про памперсы, и народные сказки тут не причем. Какая еще скрытая мудрость праотцев – вы чо?!!

И неужели деятели из «Мельницы» случайно оплошались, и так уже в пятый раз? При всем том, что очередной мультик-то, в общем, у них вышел опять неплохой, с шутками, красивыми картинками, милой озвучкой… Вопрос только один: зачем эти хорошие профессиональные люди одели своих персонажей в сказочные костюмы и чужие легендарные имена им дали? Да – простой паренек мечтает стать пожарным, да – девица получает третье высшее образование, да – ее папа, руководитель высшего звена никого не боится, кроме дочери, и т.п. Ну хорошая же история, снимайте ее со своими родными именами и лицами, и пусть дальней кромкой сознания в ней косвенно угадываются былинные герои и архетипы. Зачем же все наоборот? Неужели исключительно ради кассы?

И вот вроде немного лет минуло с тех пор, как перестали показывать по телевизору тетю Валю, а я уже понимаю, чем отличаются фильмы Александра Роу от других. Впрочем, говорят, что даже где-то еще остались режиссеры, которые умеют строить свои – те самые иные, Сказочные Миры, – где-то такое может снимать Гиллиам (если с продюсером не поссорится), и Бертон (когда со сценарием не пролетит), или, к примеру, Питер Джексон, или тот же Лукас. Вот, кстати, лукасовский эпос родился тридцать пять лет назад, а пересматривать до сих пор хочется, и я верю, еще будет хотеться не одному поколению до скончания времен, но почему-то авторы не обозвали Дарта Вейдера Кощеем, они что, о кассе не думали? Так почему же наши продюсеры пытаются раскрутиться на «народных брендах»? И почему Голлум у Джексона – достаточно скользкий тип – ни разу не жалуется на то, что он соскальзывает, хотя сценарий создан «по мотивам», ну сложно что ли шутку было вписать? Ведь это обязательно надо сделать – ради кассы… (А может, жалуется? Может, я просто смотрел невнимательно?)

А может, просто не этим касса-то собирается? Отчего же вам, о мельницевские кудесники, не сосредоточиться на главном, ведь сказки же снимаете вроде, одну за одной, а вот миры у вас… герои говорят — как в трамвае, поступают — как в магазине, шутят — как в юмористических передачах… А ведь этак вовсе получаются не Сказки.

И да пребудет с нами тетя Валя!

Дата публикации: 07.02.2012
Год: 2011

Похожие рецензии

Чудовищное студенчество

Университет монстров
Летом 2013 года «Пиксар» выпустил новый мультфильм о старом фантастическом мире, что стал мил зрителям со времен «Корпорации монстров» (2001).
Дата публикации: 22.08.2013
Год: 2013

Конкурсная работа: В поисках капитана Немо

В поисках Немо / Finding Nemo
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2003

Эзотерическая антиутопия

Последняя фантазия — Духи / Final Fantasy — The Spirits Within
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2001

Soft kitty, warm kitty, little ball of fur

Кот в сапогах / Puss in boots
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2011

Ох уж эти мне сказочники…

Иван Царевич и Серый Волк
Дата публикации: 07.02.2012
Год: 2011