Классовый тайм-менеджмент

Рецензия к фильму: Время / In Time
Классовый тайм-менеджмент
Классовый тайм-менеджмент Классовый тайм-менеджмент Классовый тайм-менеджмент Классовый тайм-менеджмент
// Александр Поляков, 18 ноября 2011 года

За последние 10 лет нас стало на миллиард больше, а деревьев – на миллиард меньше. Соответственно, и решений у задачки с нехитрым вопросом, «доколе», может быть два: либо дышать реже, либо меньшим количеством легких. Цинично, но не более, чем постановка самих условий.

Сценарист и режиссер Эндрю Никкол («Гаттака», «Шоу Трумана») предложил еще и третий вариант: жить до двадцати пяти лет плюс год по праву социальных гарантий, предоставляемый по счетчику, заботливо вшитому в твою руку. Приятный бонус отсутствие старости и болезней – и в шестьдесят выглядишь на двадцать пять. Хочешь жить дольше – выкручивайся: не ходи, а бегай, не спи, но работай, бери в кредит, воруй наконец, благо слить под тихую пару дней со счета ближнего своего несложно – схватил раззяву за руку и повернул ее в нужном тебе направлении. Деньги не нужны, они и есть время, как в той известной поговорке. Разумеется, в таком «бравом новом мире» есть свои олигархи в куршавелях, и свои люмпены гетто. Куда же без этого.

В одном из таких гетто 28-летний Уилл Салас (Джастин Тимберлейк) спас богатого, но уставшего от жизни буржуя с веком на личном счету. В знак благодарности последний отсыпал все сто лет пареньку, рассказав при этом про то, как все в этом мире нечестно устроено: богатые могут жить вечно, а бедные, обслуживающие их излишки должны умирать. А тот взял и поверил, и пошел ломать систему, прихватив в заложники дочку главного босса (Аманда Сейфрид).

Утопии и антиутопии еще со времен Кампанеллы – в первую очередь, идея, во вторую, хорошо проработанный контекст, и только в-третьих сюжет. В фильме Никкола приоритеты выстроены именно так. Отойдя от ставших штампами жанра идей Замятина и Оруэлла, небезосновательно в свое время стращавших читателя ужасами тоталитаризма, Эндрю Никкол обращается к современности, где вместо вермахта – транснациональные корпорации, а просрочка выплаты по кредиту пострашнее политической репрессии. Во «Времени» нет государства как такового — его подменил крупный бизнес, который, как по Марксу, наживается на пролетарии, как хочет. И в центре этой системы стоит не очередной золотой телец, не грязная зеленая бумажка, но категория времени — относительная и сама по себе неосязаемая.

Но если на концептуальном уровне фильм смотрится свежо и интересно, благо режиссер оставляет зрителю место (и, как ни странно, время) для того чтобы додумать прочий контекст по своему вкусу, то на уровне сюжета все довольно заурядно. Типичные жанровые характеры, хороший-плохой-злой плюс не очень умная девушка с большими глазами и стокгольмским синдромом, действуют предсказуемо, заставляя разом вспомнить Бонни, Клайда и Робин Гуда, наслушавшихся наивно-социалистической пропаганды. Впрочем, Никкол, который мало того, что отличный сценарист, но и весьма неплохой режиссер, нашел в фильме компромисс – банальный сюжет компенсируется лихим действием, форсируемым, надо думать, снова из-за недостатка времени. Так что, особенно отчаяться из-за глупости затей Саласа и его подружки по ходу дела просто не будет времени.

В одной из книг Эрленда Лу главный персонаж пришел в восторг от того факта, что время на крыше Empire State Building и на земле течет с разной скоростью, и тем самым излечился от хандры. Никкол идет дальше, делая, пусть и наивное, но, пожалуй, лучшее после сказки Шварца, жизненно важное и педагогически ценное обобщение о том, что каждый хочет знать с точностью до минуты, и чего, в сущности, нет.

Дата публикации: 19.11.2011
Год: 2011

Похожие рецензии

Мы болеем за своих и плачем, когда их убивают

Голодные игры
Когда-то двенадцать дистриктов Панема восстали против режима и были подавлены, с тех пор мятежники и их потомки вынуждены приносить ежегодную жертву. Одного парня и одну девушку от каждого округа выбирает жребий, и его величеству Случаю все равно: здоровый ли это детина призывного возраста или хрупкая девочка с трогательными цвета соломы косичками.
Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2012

"Кабальеро де ла ноче"

Темный рыцарь
В данном случае повар  режиссер Кристофер Нолан совершенно точно знает свое дело. Это было ясно еще после просмотра «Бэтмэн. Начало». Несмотря на всю сомнительность самой идеи снять приквел к серии фильмов с уже сложившейся эстетикой и, в общем-то, разработанным образом, новый фильм получился отличным, а новая концепция образа Бэтмэна как минимум заслуживающий внимание.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2008

Как я перестал бояться и полюбил финскую фантастику

Железное небо
2018 год. Для переизбрания на новый срок первой американской женщине-президенту надо совершить нечто особенное. Пиарщики президента решают отправить астронавтов на обратную сторону Луны – к пятидесятилетию высадки Нила Армстронга.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Рецензия на фильм «Призрачный патруль»

Призрачный патруль
Опытный полисмен Ник (Райан Рейнольдс) вляпывается в достаточно щекотливую историю, спрятав у себя найденное золото. Он долго не может решить, что делать с этим сокровищем, и все его манипуляции приводят к тому, что Ник попадает на тот свет. Только вот парню не удается спокойно отойти с лучший мир. Его заставляют поработать на пользу призрачного патруля — это нечто схожее с полицией, только в загробном варианте. Для героя это последний шанс исправиться.
Дата публикации: 20.07.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «G.I. Joe: Бросок кобры 2»

G.I. Joe: Бросок кобры 2
Солидность и реализм — новые кинотренды, которыми теперь пользуются почти все режиссеры. Считается, что соблюдение этих двух правил выведет даже самый захудалый проект в топ лучших фильмов. На это сделали ставку и авторы «G.I.Joe 2». Посмотрим, что же у них в итоге получилось.Спецотряд «G.I.Joe» после успешного выполнения задания, подвергается странному нападению. Те, кто остался в живых, хотят разобраться, кто же их предал, и, главное, почему.
Дата публикации: 30.03.2013
Год: 0