Легко ли быть голубым?

Рецензия к фильму: Целлулоидный шкаф / The Celluloid Closet
Легко ли быть голубым?
Легко ли быть голубым? Легко ли быть голубым?
// Малоv, 31 июля 2005 года

Обратившись к книге Вито Руссо (1948-1990) The Celluloid Closet: Homosexuality In The Movies (1981), автор которой стал одной из многочисленных жертв СПИДа, два известных американских документалиста, Роб Эпштайн и Джерри Фридмен, предприняли уникальную попытку исследовать одну из самых закрытых и весьма деликатных сторон кинематографа — историю утверждения гомосексуальных отношений в национальном игровом кино, которое долгие годы делало вид, что не знает такой проблемы, а, стало быть, не видит и повода для разговора.

Авторы предложили впечатляющее по охвату и при этом достаточно скрупулезное аналитическое исследование пикантной темы, избегающее сенсационных разоблачений и нелицеприятных оценок. Для этого им пришлось задействовать массу фрагментов как из очень известных картин, так и из почти забытых. Они сопроводили их комментариями как тех, кто терпимо относится к нетрадиционной любви (а среди таковых оказались весьма известные личности — Тони Кертис, Ширли Маклейн, Вупи Голдберг, Том Хэнкс, Сьюзен Сэрандон…), так и апологетов гомосексуализма (Джон Шлезигнер, Харви Фирштайн…), которые не только делились опытом своего участия в создании гей-образов, но и не скрывали своих сексуальных пристрастий.

В результате стало возможным в подробностях проследить метаморфозы развития гомосексуализма на американском и отчасти европейском экране за первые сто лет кино. Так в 1920-х годах гомосексуализм провоцировал преимущественно смех, во всяком случае, именно в таком ключе подавалась тогда эта тема на экране. А уже в 1940-х и 1950-х годах, во многом вследствие введения цензуры (ставшей результатом деятельности небезызвестного Уилла Хейса) и нападок церкви (призывавшей относиться к однополой любви не иначе как к болезни), нетрадиционная секс-ориентация начала вызывать уже исключительно страх и сожаление.

За эти годы «голубые персонажи» пережили заметную эволюцию: из хладнокровных злодеев, вампиров и фетишистов геи постепенно превратились в несчастных и отчаявшихся людей, которых с неизменным постоянством поджидал один и тот же конец. Все они должны были непременно пострадать на экране и заплатить жизнью за свой неправильный выбор. Доказывая этот тезис, авторы использовали впечатляющую монтажную фразу, смонтировав в одном куске множество страшных смертей, настигших гомосексуалистов. И только лишь в 1970-е годы гомофобию начала теснить терпимость и лояльное отношение к представителям нетрадиционной любви.

В этом смысле этапной картиной стала музыкальная комедия «Ребята из оркестра» (1970) Уильяма Фридкина, где геи впервые были показаны не страдальцами и великомучениками, а людьми, наслаждающимися жизнью. А такая известная лента, как «Кабаре» (1972), по замечанию одного из комментаторов уже открыто воспевала однополые отношения. Однако потребовалось еще целых 10 лет, прежде чем в американском мейнстрим-кино, а именно в фильме Артура Хиллера «Занимаясь любовью» (1982), впервые без обиняков была показана гомосексуальная любовь.

Вместе с тем, включение в данный контекст целого ряда знаменитых лент, в которых гомомотивы вроде бы не являются главными или же глубоко спрятаны (ограничиваясь весьма пространными намеками), заставляет совершенно по-новому взглянуть на хрестоматийные произведения. Вдруг обнаруживаешь то, на что раньше не обращал никакого внимания: что убийцы в «Веревке» Хичкока являлись сексуальными партнерами, «Бунтовщик без причины» был латентным геем, а Бен Гур, оказывается, питал в юности весьма недвусмысленные чувства к Месале. Поэтому не стоит удивляться, если в какой-то момент вдруг покажется, будто весь классический кинематограф насквозь гомоэротичен.

Обнаруживая гомосексуальный подтекст в отношениях экранных героев, приверженцы однополой любви считали это не иначе как поддержкой их тщательно скрываемой от посторонних глаз ориентации и закодированным знаком внимания, посланным авторами фильма лично им. Сегодня все эти (зачастую слишком вольные) трактовки и предположения сексуального меньшинства могут расцениваться гетеросексуалами как некий комплекс-атавизм, избавлению от которого многие геи посвятили свои жизни.

И в этом смысле картина Роба Эпштайна и Джеффри Фридмена может сыграть для кого-то важную реабилитационную роль. Но для синефилов куда значимей представляется киноведческий анализ, который делает «Целлулоидный шкаф» одним из лучших неигровых фильмов среди великого множества юбилейных проектов, приуроченных к столетию кино.

Дата публикации: 01.07.2005
Год: 1996

Похожие рецензии

Искусство жить и искусство умирать

Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире
Всем лучшим, что есть во мне, я обязан Джорджу. Борис Гребенщиков Джордж Харрисон, который очень любит деньги, услышал мантры и заторчал. Виктор Цой Мартин Скорсезе снимал не только про злые улицы и «славных» парней, не только де Ниро и Ди Каприо.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2011

Последний день Карлоса

Big Time   //   Уэйтс, Том /Waits, Tom/
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 1988

Глубокое синее море

Океаны / Oceans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009

Последний день Карлоса

Big Time   //   Том Уэйтс /Tom Waits/
Сегодня Уэйтсу исполняется 55. Хороший повод переслушать его диски и пересмотреть фильм Big Time – мюзикл, пантомиму, кабаре и фрик-шоу в одном флаконе. Не говоря уже о том, что для многих из нас это единственный шанс увидеть, на что похож концерт дорогого именинника.
Дата публикации: 25.06.2009
Год: 1988

Хичкок отдыхает

Птицы / Le Peuple Migrateur
Малоv, 30.04.2004Фильм вызывает потрясающие эмоции, главная из которых — чувство полета, которое до сих пор можно было позволить себе только во сне. Ты паришь в небе в одной стае с пернатыми, а справа и слева упрямо машут крыльями твои сородичи, устремленные в далекие края по зову неистребимого инстинкта.
Дата публикации: 00.04.2004
Год: 2001