Танки и бабочки

Рецензия к фильму: Олимпиус Инферно
// Копцев Алексей, 30 марта 2009 года

Наш глубокоуважаемый президент выступил с инициативой создать коллективные силы быстрого реагирования. Дескать, если какой пожар, «девять-один-один» или угроза с Марса, то отреагируем быстро и коллективно. Не остались в стороне и мастера культуры. Движимые скорее чувством, чем директивой, они сняли актуальное кино по мотивам недавних кавказских событий. Лирический-патриотический фильм о грузино-осетинском конфликте, также известном, как война «трех восьмерок». 08.08.08.

Группа уложилась в несколько месяцев. Времени хватило на все: и на сложные натурные съемки — нескольких актеров реально контузило, и на дотошную работу с кинодокументами. Режиссер Игорь Волошин использовал военную хронику годичной давности, заново переснял некоторые сцены с той только поправкой, что в кадре взрывалась пиротехника, а не грузинские осколочные мины.

Хочется неловко покаламбурить относительно названия фильма. Звучит оно, словно заклинание из книжки о Гарри Поттере — «Олимпиус инферно». Рисуем палочкой круг и ставим огненную запятую. Магия? Ну, типа. Как люди крайне ограниченные в средствах смогли снять еще одно «Падение черного ястреба»? Нет — еще круче, еще эмоциональнее, еще глубже?

Хочу сразу расставить акценты. Любая подобная статья требует аршинной плашки с громким предупреждением, как на луркморе: «Осторожно, политика! Внимание! Это статья про нечто, имеющее отношение к политике. Она, вне всякого сомнения, заангажирована в чью-то пользу». Можно даже и не спорить, что «Олимпиус Инферно» — это пропаганда… и одновременно — трагическая история любви, портрет нового поколения, написанный порохом и огнем.

Фабула — пребанальнейшая, списанная с боевика «Враг государства». Там биологи снимали уточек и случайно зафиксировали убийство сенатора, здесь — охотятся за ночной бабочкой породы Олимпиус Инферно. Бывший советский ученик Майкл встречается с бывшей своей одноклассницей Женей. Та успела вырасти в столичную журналистку, настоящего стрингера. В погоне за сюжетом Женя едет в Южную Осетию и берет в попутчики Майкла — теперь уже американского гражданина и энтомолога.

Пара забирается на одну из южноосетинских возвышенностей, ставит аппаратуру слежения за насекомыми, но вместо мотылька — снимает колонну грузинских танков, идущую боевым строем на Цхинвал. Женя прекрасно понимает, сколько стоит подобный ролик, предложи его западному информагентству, и поэтому решается на крайне рискованный шаг — она хочет добраться до наших, обнародовать правду о саакистах, да еще и подзаработать. Девушка не понимает, с какими трудностями и опасностями ей предстоит столкнуться и какому риску она подвергает своего спутника. Буквально через пару часов ребята окажутся в эпицентре конфликта, который и раскроет их скрытые качества, станет детонатором взаимоотношений.

Удивительное дело, такое, в общем-то предсказуемое и чего уж там — ангажированное кино производит неожиданный эффект. Ты начинаешь верить в происходящее. Верить и сопереживать. Чувствовать боль этих людей. Страдания мальчика, получившего тяжелейшее осколочное ранение в шею. Да, это — антигрузинская пропаганда. В таком случае, «Иди и смотри» — пропаганда антинемецкая. Гвардия Саакашвили, эти бравые парни в песочных натовских берцах, вызывает такие же чувства, как элита СС. Вот солдаты охотятся на мирных жителей, а вот — дырявят пулями «Скорую помощь».

Да, некоторые кадры сработаны слишком топорно. Особенно сцены, где Женя проводит для Майкла «политинформации», рассказывает про истинное лицо американского империализма, и не одна, а в компании с телевизионными Владимиром Владимировичем и Дмитрием Анатольевичем. С другой стороны, фильм изобилует настроенческими,удивительными по своему эмоциональному накалу «немыми» сценами, где играют даже не люди — сам мертвый город, его сгоревшие дома, почерневшие улицы.

Можно не верить политикам, шоуменам и режиссерам, но как не верить простым людям прошедшим через этот ад? Людям, отважившимся вернуться в те кровавые дни и заново прожить самые трагические моменты. Можно не верить прессе и телевидению, но как не верить музыке Гергиева, чувствам гениального музыканта, приехавшего поддержать своих земляков? Играет оркестр, звучит Седьмая симфония Шостаковича, а в дымном воздухе над Цхинвалом кружатся огоньки — души погибших его жителей. Скоро пойдет дождь…

Дата публикации: 04.09.2009
Год: 2009

Похожие рецензии

Слона-то он и не приметил!

Адмиралъ
Каких только хлопцев не породила ты, Россия-Мать. Был рожден тобой и Колчак, Александр Васильевич. Офицер. Адмирал флота. Стратег. Отец. Неверный муж. то время, как по миру бушевала страшная война, Колчак влюбился в красавицу-жену своего однополчанина, Анну Васильевну, и она ответила ему взаимностью.
Дата публикации: 25.08.2013
Год: 2008

Огонь в дыре

Повелитель бури / The Hurt Locker
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2008

Иваныч

Кандагар
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2010

Просто и страшно

Брестская крепость
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2010

Танки и бабочки

Олимпиус Инферно
08.08.08. Молодой энтомолог из США, Майкл, и его подруга, московская журналистка Женя, приезжают в Южную Осетию для съёмок фильма о редком виде бабочек. Но этой же ночью грузинские войска нападают на Южную Осетию. Камеры Майкла снимают начало операции. Наши герои понимают, что в их руках оказались доказательства, которые поставят точку в наступившей информационной войне. Но об этом узнают и грузинские спецслужбы. Чтобы донести миру правду, Майклу и Жене нужно прорваться через оккупированную территорию в разрушенный, но не сломленный Цхинвал…
Дата публикации: 04.09.2009
Год: 2009