Мама дорогая

Рецензия к фильму: Мамма Миа! / Mamma Mia!
Мама дорогая
Мама дорогая Мама дорогая Мама дорогая Мама дорогая Мама дорогая Мама дорогая
// Копцев Алексей, 1 октября 2008 года

Агнета, Бьорн, Бенни и Анна-Фрида — первые буквы их имен сложились в палиндром ABBA. Слово-перевертыш, знакомое миллионам меломанов по всему белу свету. Есть несколько версий относительно происхождения этого названия. Сам Бенни говорил о библейских корнях слова, во многих семитских языках «абба» означает «отец». Реальность оказалась куда прозаичнее всех этих лингвистических фантазий. В начале семидесятых, когда шведский квартет только начинал свою карьеру, его музыкантам понадобилось хорошо узнаваемое имя. В первую очередь — в странах Скандинавского полуострова. Было принято решение использовать в качестве названия марку знаменитого рыбоконсервного завода. Благо — производители были не против.

Эта варяжская прагматичность никак не повлияла на качество самой музыки. Группа просуществовала каких-то десять лет и распалась в 1982 году прошлого века, но песни ее звучат. Ни один музыкальный коллектив не сумел повторить успех шведской четверки, найти тайные душевные обертоны, делающие человека совершенно счастливым. Невозможно точно определить стиль этой музыки. Что это — банальное диско, поп-рок или что-то совершенно иное? Та божественная гармония, достичь которой мечтали многие композиторы.

Неслучайно, что любое шоу про ABBA, будь то фильм или спекталь, немедленно становится абсолютным хитом. Мюзикл «Mamma Mia!», поставленный по одноименной книге Кэтрин Джонсон, успели посмотреть тридцать миллионов зрителей, сборы полученные от этой постановки составляют 2 миллиарда американских долларов. Секрет, по всей видимости, в том, что это — не обычная музыкальная комедия, а зрелище душеспасительное, даже лечебное, помогающее разрешить многие возрастные, и не только, проблемы. Извечный конфликт между юной душой и совсем немолодым телом.

Стареть трудно. И дело не в болячках или климаксе, невозможно смириться с мыслью, что ты — превращаешься в какую-то развалину. Что все — мечты, надежды, цветные сны и даже любовь осталось в прошлом. Другая музыка, иная мода, а милые сердцу исполнители превратились в восковые экспонаты музея мадам Тюссо. «Mamma Mia!» доказывает прямопротивоположное — мир не изменился, нужно просто найти в себе силы сказать старости «стоп», встряхнуться и вернуть себе утраченное. Купить золотую коллекцию ABBA и устроить нереально колбасную дискотеку, вытащить с антресолей концертный костюм из люрекса и космические ботфорты на двадцатисантиметровой платформе.

Уставшим от жизни ипохондрикам рекомедуется посмотреть новый киномюзикл «Mamma Mia!» с Мэрил Стрип в главной роли. Великолепное, красочное, летнее-хипповое шоу. Саундтрек этого чудо-фильма включает двадцать четыре главных хита группы ABBA. Самые яркие и запоминающиеся темы. Съемки ленты прошли на нескольких греческих островках, в солнечном раю, где поет земля и небо. По словам Пирса Броснана, работа над лентой превратилась в настоящий праздник, и настроение это — передается зрителю.

Я, признаться, настраивался на худшее. Первые кадры фильма напомнили стандартную девичью мелодраму «про свадьбу», с вечными сомнениями («Раньше мне все покупала мама, а теперь кто? Муж?»), охами и ахами. Зря беспокоился, лента эта совершенно о другом, тоже об отношениях, но настоящих. Не тех космополитеновых штампах, которыми изобилует абсолютное большинство голливудской кинопродукции. Здесь все взаправду, с болью и душевными страданиями, сомнениями и смятением.

Донна (Мэрил Стрип) готовится к свадьбе своей единственной дочери — Софи. Забот невпроворот: нужно разобраться с гостями и кухней, купить лампочки для веранды и заделать, наконец, трещину в античной мозаике, что украшает дворик ее гостиницы. Но самое главное, необходимо найти верные слова для будущей невесты, назвать ей имя настоящего отца. Интрига в том, что Донна любила трех мужчин сразу, что вовсе неудивительно для ее бесшабашной молодости.

Тем временем, Софи находит ежедневник своей матери и узнает страшную тайну — есть три кандидата на должность счастливого папаши: Сэм Кармайкл (Пирс Броснан), Билл Андерсон (Стеллан Скарсгард) и Гарри по прозвищу «Металлюга» (Колин Фирт). Кого пригласить на свадьбу? Кто поведет Софи к алтарю? Девушка решает позвать трех отцов сразу, а потом на месте разобраться — кто приходится ей биологическим родителем. Главное — суметь сохранить этот визит в тайне, чтобы мама не обрадовалась раньше времени.

За прошедшие двадцать лет многое изменилось, бывшие бунтари превратились в респектабельных чиновников и банкиров, но греческое солнце творит чудеса. Сэм, Билл и Гарри забывают про бизнес и возвращаются в свое прошлое, к своей любимой Донне. Неожиданное их появление приводит героиню в трепет, она не может справиться с переполняющими ее чувствами. Хорошо что рядом — старые подруги, участницы девичьего трио Donna and the Dynamos. Все закончится благополучно, да иначе и быть не может, когда из динамиков звучит Mamma Mia.

Главное действующее лицо фильма — это, конечно, музыка. Авторам удалось вплести песни в саму ткань сюжета. Они не существуют вне фильма, а являются его неотъемлемой частью. Замечательно, что наши локализаторы ограничились только субтитрами, и мы смогли услышать — как поют сами актеры: прекрасная Мэрил Стрип, мужественный Пирс Броснан и его экранные оппоненты — Колин Фирт и Стеллан Скарсгард. Тексты песен являются продолжением их реплик. Музыка помогает выразить неизъяснимые чувства главных героев.

Первую партию в этом хоре исполняет Мэрил Стрип. Актриса поражающая своей органикой, умением быть настоящей. Она не боится показаться некрасивой, хлюпать, покрасневшим от слез, носом. Все эти слабости оказываются достоинствами Донны. Трудно не влюбиться в эту женщину, остаться равнодушным к ее радостям и печалям. Броснану и его партнерам пришлось очень нелегко, ведь переиграть Мэрил практически невозможно. Остается смириться и довольствоваться ролями второго плана.

Да мужики и не в обиде, ведь фильм уже получил восторженную критику и, наверняка, попадет в сотню золотых хитов Голливуда. Музыка ABBA — это вечный праздник, бесконечное лето, в котором нет места для старости и разочарований.

So I say
Thank you for the music, the songs Im singing
Thanks for all the joy theyre bringing
Who can live without it, I ask in all honesty
What would life be?

Дата публикации: 01.10.2008
Год: 2008

Похожие рецензии

Кенигсберг в городах. Рим

Римские приключения
Если в прошлом своем фильме Аллен экранизировал слова Хемингуэя «Париж – это праздник, который всегда с тобой», то в этом – утверждение «Рим – вечный город». Тезис этот возник в III веке до н. э. И, похоже, за два с лишним тысячелетия ничего не изменилось.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Асфальтированный глянец

Дорога
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2002

Все понимает, только говорить не умеет

Артист / The Artist
Дата публикации: 13.02.2012
Год: 2011

Неадекватные люди
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2010

Времена и нравы

Пассажирка
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009