Когда уйдем со школьного двора

Рецензия к фильму: Розыгрыш
Когда уйдем со школьного двора
Когда уйдем со школьного двора Когда уйдем со школьного двора Когда уйдем со школьного двора Когда уйдем со школьного двора Когда уйдем со школьного двора Когда уйдем со школьного двора
// Копцев Алексей, 13 июня 2008 года

Однажды тридцать лет назад молодой режиссер Владимир Меньшов снял первый свой полнометражный фильм — молодежную драму «Розыгрыш». Будущий оскароносец не побоялся быть откровенным со зрителем, изобразить не плакатных комсомольцев, а самых обычных подростков образца 1976 года с битловскими хаерами и совсем недетскими мечтами. «Розыгрыш» получил Государственную премию, девчонки выучили фамилию Харатьян и обклеили свои светелки симпатичной мордашкой из журнала «Советский экран».

Кончился век, началась новая эпоха и про фильм забыли. Осталась одна песня — гимн всех российских выпускников: «Когда уйдем со школьного двора под звуки нестареющего вальса…». Пластинку давно заело, да и в школе ничего не меняется: Волга все так же впадает в гипотенузу, а сумма квадратов катетов равна лучу света в темном царстве. Я, признаться, совсем не понимаю всей этой школьной ностальгии, желания вернуться в родную альмаматерь. К той самой Галине Ивановне, что впаяла тебе три тройки в аттестат и написала характеристику с диагнозом «иуда-саботажник».

Кинематографисты — такие же люди и ничто человеческое им не чуждо: лазят по «одноклассникам», часами трындят с первыми любовями и мечтают вернуть себе утреннюю эрекцию вместе с наивным и лучезарным мироощущением советского десятиклассника. Желание режиссера снять римейк «Розыгрыша» не вызывает никакого удивления и протеста. История Семена Лунгина (сценариста первого фильма) по-прежнему актуальна, система моральных координат осталась неизменной. И никакой гламур над ней не властен.

Легко ли быть молодым? На этот извечный вопрос и пытается ответить режиссер Кудиненко, естественно — с поправкой на прошедшие тридцать лет. Что волнует готичных эмо-циников и золотых в стразиках мажоров? Ребята семидесятых жили на совсем другой скорости. Теперь, чтобы отомстить училке достаточно написать пару комментов в ее ЖЖ и выложить в общественное пользование ее же голое фото на клубной оргии ошалевших от недотраха домохозяек. Можно еще разослать по MMS.

Главный герой нового «Розыгрыша», юноша Олег Комаров готовится жить долго и счастливо в респектабельном бизнес-раю на полном рублевском пансионе. Остается доучиться какие-то недели, сдать по-быстренькому школьные экзамены и уже начинать готовиться к поступлению в институт. Олег — мажор, но в позитиве. У него много друзей, а подружек еще больше. Комар никогда не кичится своим особым социальным положением, не зазнается — может подогреть деньгами и оплатить дорожку в боулинг-клубе. Хороший парень.

В 10А приходит новая учительница, молоденькая практикантка с испуганными глазами. Эта Вера Ивановна сразу невзлюбила Комарова, на первом своем уроке поставила ему трояк по английскому. Такая вопиющая несправедливость заставляет Олега полностью пересмотреть отношение к окружающей реальности. Надо мстить, показать этой уродине — кто она такая на самом деле и чего стоит. Комаров договаривается с одноклассником Корбутом, и тот цепляет на училкину сумку использованный кондом. Класс в шоке, но Ивановне все мало — в дневнике Олега появляется двойка. Комаров в ярости, он готов пойти на любую подлость, любое предательство, лишь бы изничтожить ненавистную практикантку.

Семнадцать лет — самый важный, самый сложный возраст. Закладывается программа на много лет вперед, формируется личность и несчастный-прыщавый подросток превращается во взрослого человека. Кульминацией этих страданий становится выпускной бал с первой выпитой в жизни бутылкой водки и обязательным объяснением в любви. Американские кинематографисты стабильно снимают комедии о «выпускной» потере девственности, отечественных деятелей искусства волнуют проблемы несколько иного, нравственного толка.

Часто случается, что киношники попросту не успевают за нашей замечательной молодежью, и «актуальные» их киноопусы оказываются очередным «баяном». Банальным заигрыванием с юным зрителем: «Дескать, мы свои в доску — слушаем „реп“, за тенденциями следим, за модой. А какие в нашем фильме тачки». Кудиненко умеет быть честным и не фальшивить. Он говорит со своей аудиторией на одном языке, отлично понимая — что волнует сегодняшних семнадцатилетних.

Неслучайно, что созданием саундтрека занялся именно Noize MC (aka Иван Алексеев), а не какой-нибудь там Децл. Ванины песни, его едкий фристайл стали украшением фильма, несомненной удачей. Главное в «Розыгрыше» — музыка, а только потом — диалоги, актерская игра, интрига. Повторяется ситуация, знакомая по «Игле», «Взломщику» и «Ассе». Нет никаких сомнений, что Нойз станет культовым персонажем нулевых годов двадцать первого века. Парень удивительно точно работает в кадре, его персонаж — один из самых интересных. Игорь Глушко — настоящий герой нашего времени. Его зеркало, его цайтгайт.

Авторы картины прекрасно понимают, что работа их вторична по определению. Ведь фильм этот — всего лишь новая версия оригинального «Розыгрыша» с полагающимися бонусами для поклонников меньшовской мелодрамы. Роль такого сюрприза играет Дмитрий Харатьян, успевший превратиться из одуванчика Димы в народного артиста России. Но вторичность сценария никак не повлияла на качество самой картины. История с розыгрышем, как и тридцать лет назад, волнует зрителя. Кудиненко со всей убедительностью доказал: ничего не менятся, может, только фамилии в классном журнале. Крутится старая пластинка, звучит знакомая с детства мелодия:

Спасибо, что конца урокам нет,
Хотя и ждешь с надеждой перемены.
Но жизнь — она особенный предмет:
Задаст вопросы новые в ответ,
Но ты найди решенье непременно!
Спасибо, что конца урокам нет!

Дата публикации: 03.06.2008
Год: 2008

Похожие рецензии

Кенигсберг в городах. Рим

Римские приключения
Если в прошлом своем фильме Аллен экранизировал слова Хемингуэя «Париж – это праздник, который всегда с тобой», то в этом – утверждение «Рим – вечный город». Тезис этот возник в III веке до н. э. И, похоже, за два с лишним тысячелетия ничего не изменилось.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Асфальтированный глянец

Дорога
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2002

Все понимает, только говорить не умеет

Артист / The Artist
Дата публикации: 13.02.2012
Год: 2011

Неадекватные люди
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2010

Времена и нравы

Пассажирка
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009