Наш адрес — Советский Союз

Рецензия к фильму: Исчезнувшая империя
Наш адрес — Советский Союз
Наш адрес — Советский Союз Наш адрес — Советский Союз Наш адрес — Советский Союз Наш адрес — Советский Союз
// Копцев Алексей, 24 февраля 2008 года

Люблю пустыни. Очутившись однажды в Сахаре, я с удивлением понял — что искали монахи, все эти, медитирующие на столбах, праведники. Всем им хотелось сначала разобраться в себе, а потом уже узнать точку зрения небесного руководства. Они мечтали о тишине и уединении, ведь только так и можно услышать — о чем душа разговаривает с Богом. В городской суете, среди этих промышленных децибелов, рявкающего и гремящего автотранспорта можно слушать исключительно радио. В ультракоротком диапазоне.

Герой нового шахназаровского фильма, «молодой вертер» Сережа Норбеков отправляется на поиски смысла жизни. Юноша едет в Среднюю Азию, на руины древнего Города ветров. Туда, где трудился его дед-археолог, раскапывая останки великой, но безвозвратно исчезнувшей империи. Коварный Чингисхан долго не мог взять Хорезмскую крепость и тогда придумал нестандартный ход. Разрушил каналы, поставляющие в город воду, и жители вынуждены были капитулировать, сами открыли ворота. Что же случилось с нашей, Красной империей? Кто лишил нас живительной влаги?

Не в правилах Шахназарова ударяться в политические дебаты. Его волнует только настроение той, брежневской эпохи. Мимолетности и флюиды, которые режиссер ловит свои в силиконовые силки. Его «Исчезнувшая империя» — это не торжественный портрет эпохи, а, скорее, рентгеновский снимок, на котором запечатлелись невидимые обычным глазом подробности. Его фильм — подарок всем двадцатилетним, привет из прекрасного прошлого. Автор словно говорит своему зрителю: «У нас была великая эпоха и мы жили вполне полноценной жизнью. Влюблялись, дрались, лабали „битлов“ и пили „три топора“ по парадным. Хочешь попасть в прошлое? В тысяча девятьсот семьдесят третий год двадцатого века?».

Сергей Норбеков — историк в третьем поколении. Но эта его академическая наследственность ничуть не влияет на морально-нравственные качества нашего героя. На строителя коммунизма он явно не тянет — флиртует с девчонками, таскает книги из родительской библиотеки, а потом, сдав их в «Букинисте», покупает дорогущие джинсы и контрабандные пластинки. Шахназаров скрупулезно реконструирует реалии той Москвы: советские кабаки, прокуренные танцплощадки и, конечно, места скопления фарцовщиков-спекулянтов.

Что волнует студента-первокурсника? Конечно, не славянская грамматика, и, безусловно, не история партии. Студента волнует любовь, он находится в постоянном поиске очередной подружки. Во время одной из лекций Сергей вдруг замечает прекрасную незнакомку с параллельного потока. Он отважно идет на «ты» и, спустя каких-то пару часов, уже знакомится с мамой Люды. Все складывается удачно, ведь Сергей — наследник того самого академика Норбекова, одного из ведущих специалистов по истории Востока.

Одержав победу на любовном фронте, Сережа продолжает свои амурные интрижки. Он еще не понимает, что любовь Люды — это настоящее чувство, что потом он обязательно будет расскаиваться, пытаясь вернуть вчерашний счастливый день. Очень скоро появляется повод для очередного перепихона и Сергей с радостью им пользуется. Люда не может простить измену и назло бывшему возлюбленному становится девушкой Степы Молодцова. Одного из близких друзей нашего героя.

Авторы не стремятся построить какую-то особенно хитрую интригу и увлечь зрителя замысловатым сюжетом. «Исчезнувшая империя» — подборка ностальгических зарисовок-воспоминаний. Пересказывать эту студенческую историю дело крайне неблагодарное да и бесполезное. Шахназаров не пытается идеализировать ту эпоху. Его Москва — унылый и серый город, увешанный партийной пропагандой. Лозунгами, которыми закрывают трещины в стенах. Но это не та жуткая балабановская безнадега с тучами трупных мух и маньяком-милиционером. Карен видит и чувствует совсем по-другому, в его фильмах практически нет насилия. В той садистской форме, в которой оно присутствует в современном отечественном кинематографе.

Вполне естественным кажется желание сравнить «Империю» с «Курьером». Судьбы главных героев очень похожи, хотя их разделяет двенадцать лет. Сергей и Иван потерялись в этом жестоком мире. За своим нигилизмом, неадекватным порой поведением они маскируют нежную душу и пытаются найти правду за пределами того общества, в котором они живут. Иван мечтал убежать к масаям, Сергей грезит о далеком Хорезме. Они — настоящие эскаписты эпохи брежневизма.

И если «Курьер» был сугубо молодежным фильмом, то «Исчезнувшая империя» — кино на все возрасты и, наверное, вкусы. Юным будет интересно узнать, чем именно жили в молодости их папики, как любили, какую музыку они слушали. Нам, старшим — будет радостно вернуться в те, такие наивные деньки. А потом, дома, вытащить с антресолей пыльный «Маяк» и врубить бобину с «Шизгарой»:

She’s got it
Yeah, baby, she’s got it
I’m your Venus, I’m your fire
At your desire
Well, I’m your Venus, I’m your fire
At your desire

Дата публикации: 04.02.2008
Год: 2008

Похожие рецензии

Кенигсберг в городах. Рим

Римские приключения
Если в прошлом своем фильме Аллен экранизировал слова Хемингуэя «Париж – это праздник, который всегда с тобой», то в этом – утверждение «Рим – вечный город». Тезис этот возник в III веке до н. э. И, похоже, за два с лишним тысячелетия ничего не изменилось.
Дата публикации: 20.08.2013
Год: 2012

Асфальтированный глянец

Дорога
Дата публикации: 14.03.2013
Год: 2002

Все понимает, только говорить не умеет

Артист / The Artist
Дата публикации: 13.02.2012
Год: 2011

Неадекватные люди
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2010

Времена и нравы

Пассажирка
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009