Магия в кино

Рецензия к фильму: Иллюзионист / The Illusionist
Магия в кино
Магия в кино Магия в кино Магия в кино Магия в кино
// Копцев Алексей, 4 декабря 2006 года

Где она, настоящая реальность? Еще не искаженная нашими хрусталиками, молоточками и рецепторами? Насколько объективны человеческие ощущения? Ведь та же пчела или уличная каштанка чувствуют мир совсем иначе. Другие цвета, запахи, звуки. Тысячи оттенков ультрафиолета. Танцы магнитных полей. Грубые и ограниченные, мы пытаемся уловить неуловимое, и потому — снова и снова гонимся за иллюзиям и чудесам, отражениями иного мира.

На стыке веков обостряется это увлечение эзотерикой. Вдруг, откуда не возьмись, являются все эти медиумы-столовращатели, гурджиевы и распутины, бледные девы в призрачных пеньюарах и скорбные духи, странно похожие на престарелых актеров из ярмарочного балагана. Каждая, буквально каждая революция напитана мистикой. Алые пентакли, свастики из вечного льда… Красный вождь или черный фюрер неизменно оказывается как минимум пророком, и одновременно — великим манипулятором общественным сознанием.

Манипулятор происходит от латинского «manus» — рука. Ловкость рук и никакого мошенничества. Фокусник творит из воздуха бабочек, растит из зернышка апельсиновое деревце, а публике кажется, что он — молодой Бог, способный избавить мир от голода, боли и главное — смерти. Публика уже готова встать в революционные шеренги и отправиться крушить этот дряхлый мир. Хорошо, если фокусник окажется порядочным человеком. Таким, как главный герой сказочного и великолепного «Иллюзиониста».

Престидижитатор Айзенхайм (Эдвард Нортон) — главный кудесник той старомодной, еще довоенной Вены. Это было время оперетт, шумных балов и праздных увеселений, и Айзенхайм пришелся как нельзя кстати. За пару сеансов он сумел очаровать практически весь венский бомонд, и только один вельможа, наследный принц Леопольд (Руфус Сьюэлл), остался равнодушным к этому зрелищу.

Он как истинный прагматик решил устроить расследование и нанял лучшего сыщика — инспектора Уля (Пол Джиаматти). Тот выяснил следующее: Айзенхайм (в прошлом — Абрамовиц) родился в семье краснодеревщика. Говорили, что мальчик встретил волшебника, который и передал ему свое тайное знание. В это же самое время юный Абрамовиц стал другом герцогини Софи (Джессика Бьел) теперешней невесты мнительного Леопольда.

Любовный треугольник. Классический сюжет для изящной опереттки. Но в жизни все куда драматичнее. Ведь Леопольд — не только ревнивец, но еще и заговорщик. Он готовит переворот и желает узурпировать власть в Австро-Венгрии. Ходят слухи, что принц стал причиной смерти многих хорошеньких девушек, и жизнь Софи — в великой опасности. Сможет ли магия Айзенхайма помешать замыслам Леопольда? Или иллюзии так и останутся всего лишь фокусом и ловкостью рук?

«Иллюзионист» — фильм, который смотришь с замиранием сердца. Наивная лав-стори вдруг оборачивается настоящей трагедией. Историей еще одного гения, получившего власть над людскими умами. Герой-одиночка и серая людская масса. Ситуация для романтической германской литературы самая типичная. Удивительно, но история эта принадлежит перу вовсе не немца, а стопроцентного американца, нашего современника и лауреата Пулитцеровской премии — Стивена Миллхаузера. Он и написал короткий рассказик «Иллюзионист Айзенхайм».

Трудно сегодня найти детектив, интрига которого раскрывается только на последней странице. Но «Иллюзионист» — именно такой случай. До последних мгновений ты будешь тщетно гадать — чем закончится эта волшебная история. Последняя сказка Венского леса. Еще грядут ужасные потрясения. Войны и революции. А пока беззаботная Вена кружится в вальсе, подпевает мелодиям Кальмана и Штрауса.

Режиссер Бургер намеренно стилизует свою ленту под старые, еще немые фильмы. С дрожащей, темной по краям картинкой, но такими гениальными актерами, способными играть только жестами и мимикой. Эдвард Нортон остается одним из главных интеллектуалов Голливуда. Его Айзенхайм — воплощенная харизма, персонаж удивительной притягательной силы. И это не какой-нибудь акопян (да простит меня Акопян) или копперфильд, а целый Воланд! Эдвард, прежде чем приступать к съемкам, учился манипуляции, искусству «быстрых рук», а потому — его трюки кажутся особенно невероятными и фантастическими. Героиня Джессики Бьель — воплощенная женственность. Такая светлая, ангельская красота.

Бургер добивается самого высокого драматизма. Творит настоящее произведение искусства, которое достойно претендовать на «Оскар». И, кстати, уже претендует. Уверен, что «Иллюзионист» сможет растрогать даже жестокосердных академиков, и дебютант Нил Бургер получит свою заветную статуэтку.

Что уж говорить о нас, наивных зрителях. Всегда готовых еще раз обмануться, поверить в очередную иллюзию, в магию, что зовется кино.

Дата публикации: 04.12.2006
Год: 2006

Похожие рецензии

Наша семья - это странное нечто

Дом
Возникала ли у вас мысль, что вам безумно сложно любить своих родных? Готовы ли вы за них умереть? Не все герои фильма «Дом» ставили перед собой такие вопросы, но ответ так или иначе они дали.«Дом» — фильм про ценность семейных отношений и вместе с тем это фильм про русскую душу, которую мы, жители городов, потеряли несколько поколений назад.
Дата публикации: 18.09.2013
Год: 2011

Код да Винчи / The Da Vinci Code
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2006

Три дня в Одессе
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2007

Шерлок Холмс / Sherlock Holmes
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 0

Мент прав

Плохой лейтенант / Bad Lieutenant: Port of Call New Orleans
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2009