Живые и мертвые

Рецензия к фильму: Живой
Живые и мертвые
Живые и мертвые Живые и мертвые Живые и мертвые Живые и мертвые Живые и мертвые Живые и мертвые
// Копцев Алексей, 2 октября 2006 года

Здравствуй, мама, домой вернулся я не весь
Вот нога моя — на гвоздь ее повесь…

Если что — я в танке. Пока Москва роняет счастливые слезы, гордится своим катарсисом и пьет за тех кто в сапогах — строю сердитые рожи, лью желчь и всячески пытаюсь дать трезвую оценку главному народному фильму этого года, картине Александра Велединского «Живой». А все потому, что критику совсем не все равно. Потому что солдатская тема, тема молодых фронтовиков, вызывает самые сильные, а порой и не контролируемые эмоции.

Достаточно ли просто показать правду или от режиссера требуется нечто большее, чем скрупулезная и предельно натуралистичная демонстрация реалий современной жизни? Потенциальный оскароносец Федор Сергеевич Бондарчук так высказался об этой истории: «Впервые я увидел картину Александра Велединского на „Кинотавре“. И могу сказать, это сильнее „9 роты“ раз в пять! Очень эмоциональная, содержательная работа». Хочется добавить — и очень настоящая и искренняя.

Человек с трудом осознает потери, гибель друзей и близких, и молодой — особенно. Нужно время, чтобы боль достигла всех нервных центров, проникла черной отравой в душу. Могут пройти даже не месяцы — годы, прежде чем осознаешь, поймешь — кого и чего ты лишился. А пока двадцатилетние мальчишки шутят о своих оторванных ногах, мечтают о женской ласке да пристают к молоденькой медсестричке. Жизнь продолжается.

Один из пациентов — юный контрактник Кир (Андрей Чадов). Хотел накопить на свадьбу, вот и остался на сверхсрочную. Но долго прослужить не успел. Весь его взвод попал к духам в засаду, и, если бы не кореш, гнить Киру в кавказской могиле. Но друг спас, донес на плече до ПМП. Кир стал инвалидом, лишился ноги и теперь едет к себе домой. К маме, друзьям и взяточнику-военкому, что грабит, по чем зря, ветеранов Чеченской.

Дома все плохо: спившиеся однокласники, потасканные подруги, безработица и безнадега. Пьяный Кир бредет по мокрой ночной трассе, слышит за спиной визг тормозов… и тут — видит двух своих погибших товарищей — Игоря (Владимир Епифанцев) и Никича (Максим Лагашкин). При полной боевой выкладке, в зимних маскхалатах и бронежилетах. Видит такими, как тогда, во время последнего боя, в Чечне. «Я самое страшное в мире привидение», — кричит Никич и палит в черное осеннее небо из своего пулемета.

Режиссер Велединский так сказал об этих персонажах: «Игорь и Никич — ангелы, спустившиеся на землю, чтобы в последний раз помочь своему другу Киру. Снять бремя с его души». Киру есть в чем каяться, по дороге домой он совершил самый ужасный грех — грех убийства, и теперь несет на своей совести эту тяжкую ношу. Помогут ли ему боевые товарищи, или он так и останется непрощенным?

Фильм Велединского — послевоенный сон, трагическая фантасмагория. Он, как фантомная боль в стертой до крови культяшке. Ходит дурачок по миру, бродит неприкаянный Кир по истерзанной своей Отчизне, ищет ответы на самые главные вопросы — зачем я пришел в этот мир, сколько стоит жизнь человека, что там, за гранью. Как спасти свою бессмертную душу?

Автор сознательно идет на крайнее упрощение, насыщает текст вульгарной, матной речью. Он хочет добиться одного — заставить сопереживать зрителя. Которому, говоря словами другого киногероя (следователя из фильма «Изображая жертву») — похрену на то, что похрену. И, как мне кажется, Велединский замечательно справился с поставленной задачей.

Эстеты сколько угодно могут воротить нос от этого фильма, упрекая автора в излишней брутальности, дидактичности и пропаганде православной культуры. Главное, что «Живой» бьет в самое сердце. Да, некоторые эпизоды выглядят наивно, словно делали их все те же парни в камуфляжной форме. Это — лишь стилизация под истинный солдатский фольклор, все эти блокнотики с армейскими афоризмами и дембельские альбомы.

Теперь в нашем актерском пантеоне стало на одного солдата больше. Андрей Чадов легко переиграл своего заслуженного уже брата Алексея. И это особенно заметно в тех сценах, где Чадовы работают вместе. Одно только «но» — очутившись в одном кадре, эти славные ребята словно начинают чего-то стесняться, стыдиться своего «семейного подряда». Может быть это мое субъективное впечатление.

Так же как и то, что развязка показалась излишне назидательной и прямолинейной. Выпил водки, выговорился, поплакал, покаялся и все — грехов как ни бывало. Как в новых песнях Кинчева, в доступных проповедях отца Андрея Кураева. Не знаю, может статься, что все эти сомнения — накипь, балласт от которого нужно избавиться. Время покажет, но в любом случае, «Живой» — один из самых талантливых и душеспасительных фильмов этого года. И, если чувствуешь боль, значит еще не умер, значит способен все исправить. Будьте живыми.

Дата публикации: 02.10.2006
Год: 2006

Похожие рецензии

Слона-то он и не приметил!

Адмиралъ
Каких только хлопцев не породила ты, Россия-Мать. Был рожден тобой и Колчак, Александр Васильевич. Офицер. Адмирал флота. Стратег. Отец. Неверный муж. то время, как по миру бушевала страшная война, Колчак влюбился в красавицу-жену своего однополчанина, Анну Васильевну, и она ответила ему взаимностью.
Дата публикации: 25.08.2013
Год: 2008

Огонь в дыре

Повелитель бури / The Hurt Locker
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2008

Иваныч

Кандагар
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2010

Просто и страшно

Брестская крепость
Дата публикации: 28.06.2011
Год: 2010

Танки и бабочки

Олимпиус Инферно
08.08.08. Молодой энтомолог из США, Майкл, и его подруга, московская журналистка Женя, приезжают в Южную Осетию для съёмок фильма о редком виде бабочек. Но этой же ночью грузинские войска нападают на Южную Осетию. Камеры Майкла снимают начало операции. Наши герои понимают, что в их руках оказались доказательства, которые поставят точку в наступившей информационной войне. Но об этом узнают и грузинские спецслужбы. Чтобы донести миру правду, Майклу и Жене нужно прорваться через оккупированную территорию в разрушенный, но не сломленный Цхинвал…
Дата публикации: 04.09.2009
Год: 2009