Танцующая и поющая в темноте

Рецензия к фильму: Танцующая в темноте / Dancer In The Dark
Танцующая и поющая в темноте
Танцующая и поющая в темноте Танцующая и поющая в темноте Танцующая и поющая в темноте Танцующая и поющая в темноте Танцующая и поющая в темноте Танцующая и поющая в темноте
// Елена Миронова, 8 апреля 2004 года

Об этом фильме я слышала еще до того, как собралась его посмотреть. Как же, как же – Ларс фон Триер, проект «Догма», дрожащая «ручная камера». «Идиоты», отсмотренные с большого бодуна, впечатлили лишь своим сюжетом. Но на «Танцующую в темноте» нельзя было не сходить – там Бьорк, там слепота и смерть.

И я пошла, не зная, чего ждать. И долго смеялась. Тогда, в 2000 году, слово «постмодернизм» еще не было модным. Про «эксперименты со зрителями» тоже никто не говорил. И вот возник Триер – во всем блеске, выбрав душераздирающий сюжет о слепой эмигрантке из Чехии и звезду Бьорк для затравки.

Главная героиня, Сельма, предстает перед зрителями непривлекательной страдалицей: в очках с толстыми линзами, невесть зачем родившая сына и воображающая, что артист из мюзикла – ее отец. С трудом заработанные бумажки она откладывает на операцию сыну, потому что он может навсегда ослепнуть без своевременного вмешательства. И это ее тайна: окружающие уверены, что все свои сбережения она отсылает дедушке.

Но про сюжет можно забыть. Он – вспомогательный инструмент для режиссера, пекущегося о психологической достоверности выдуманных им персонажей. Вот привлекательная и одинокая женщина Кэти, которую играет Катрин Денев, прекрасная в своей привязанности к немощной подруге. Вот немолодой и влюбленный Джефф. Вот Билл — славный полицейский, который позволяет своей жене успешно тратить его наследство; вот сын Сельмы, вечно остающийся на попечительстве чужих людей и мечтающий о нормальной маме. Сама Сельма бредит мюзиклами и даже участвует в любительской постановке, тщательно скрывая от окружающих свою слепоту.

И правильно делает: ведь у слепого человека можно украсть сбережения, его можно уволить, обвинить в убийстве и отправить на казнь. А еще его можно использовать для того, чтобы вынуть душу из ничего не подозревающих зрителей, скомкать ее и небрежно вложить обратно. Вы заметили, что всем управляет твердая рука режиссера? Триер творит философско-социальную притчу, но как бы не всерьез. Он смешал десяток клишированных характеров и ситуаций и довел их до абсурдного и в то же время логического завершения. Он соединил страдания и смерть в танце, а в конце – задернул голубые шторки перед зрителями на простых стульях.

Одно из несомненных достоинств фильма, его изюмина – танцевальные номера. Заводской цех, площадка вагона, тюрьма или зал суда – все вовлекается в мир танца, который видит только Сельма. «Когда становится совсем тяжело, я начинаю мечтать», – говорит она. Звуки сливаются сначала в ритм, а потом и в музыку, свет становится ярким, а люди счастливыми. Они танцуют, обнимаются, отбивают чечетку, похожие на автоматы в своих отрепетированных движениях. Странно, но именно этот фильм вернул интерес к почившему в бозе жанру мюзикла – «Мулен Руж» был позже.

Хочу отметить работу оператора в танцевальных сценах. Необычные ракурсы, акценты на мельчайших деталях, множественные отражения в зеркалах, такие неамериканские лица крупным планом… Робби Мюллер нашел очень адекватное и эффектное обрамление для великолепной хореографии (Винсент Петерсон), которая особенно удивительна в индустриально-судебных декорациях.

Этому фильму нет равных в бесчеловечном обращении с пожирателями поп-корна: хотя повсюду предупредительно раскиданы намеки на всеироничность картины, зрители все равно попадают в ловушку. Во всем – в азиатском лице эмигрантки из Чехии, в аристократичной красоте заводской труженицы, в 34-х (!) ранениях, нанесенных полицейскому, в смертной казни, назначенной слепой женщине, в прямом намеке уйти перед финальной песней – проглядывает лукавство режиссера.

Готовясь к просмотру «Догвиля», все уже знали, что для Триера зрители – всего лишь марионетки, и примерно понимали, чего от него ждать, но к «Танцующей» публика оказалась не готова. Что ж, сейчас самое время исправить это упущение.

Дата публикации: 08.04.2004
Год: 2000

Похожие рецензии

Рецензия на фильм «Большая свадьба»

Большая свадьба
Наконец-то состоялась долгожданная премьера фильма с таким впечатляющим звездным составом. Ее откладывали еще с 16-ого марта, и теперь наши зрители имеют возможность пойти в кинотеатр и насладиться этим незабываемым зрелищем. Лично я отдохнула душой, а также почерпнула один важный урок, о котором расскажу попозже. «Большую свадьбу» вы непременно будете сравнивать с «Факерами» и «Родительским переполохом», ведь тема одна и та же - суета накануне такого важного события в жизни.
Дата публикации: 14.06.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «К чуду»

К чуду
Просматривая работы этого режиссера, создается впечатление, что мужчина постоянно пребывает в поисках счастья, поэтому переносит все это на своих героев. Персонажи Терренса Малика постоянно ищут ответы на какие-то вопросы, стараются что-то отыскать – то, что потерялось без следа. В данной картине супружеская пара старается вновь отыскать свое счастье в любви, поэтому они вынуждены переезжать с одного места на другое. Но идиллия не может продолжаться вечно.
Дата публикации: 07.06.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Воображариум»

Воображариум
Из-за глупости и жестокости родителей часто несчастливы дети…Фильм начинается с того, что старый композитор в который раз играет на пианино одну и ту же мелодию, стараясь что-то вспомнить, куда-то мысленно вернуться. Сморщенные пальцы еле-еле успевают перебирать клавиши инструмента. Старик полностью поглощен в свою работу. Вдруг что-то идет не так. Томас (так зовут композитора) будто теряет сознание, или рассудок, и переносится в мирр старческих фантазий.
Дата публикации: 07.06.2013
Год: 0

Рецензия на фильм «Отверженные»

Отверженные
Думаю, будет лишним пересказывать содержание мюзикла, поскольку многие еще в школе читали одноимённый роман французского классика Виктора Гюго. Еще больше людей видели более ранние постановки «Отверженных». Так сложилось, что я до сих пор не нашла свободного времени на то, чтобы прочитать книгу, хотя давно уже пора сделать это. Более того, роман числится в моей домашней коллекции книг, но постоянно к нему очередь не доходит – находились произведения, которые нужно было прочесть первым делом.
Дата публикации: 15.03.2013
Год: 0

Чикаго / Chicago
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2002